Друзья!
Сегодня я хотел бы поделиться с вами размышлениями о причинах переселения горожан «на землю». Что движет людьми, когда они в одночасье отказываются от устроенной городской жизни и переезжают в деревню, с нуля возрождая сложное и трудоемкое хозяйство на сельском подворье?
Известно, что старцы в течение последних 20 лет благословляют многих людей перебираться «на землю». Наш духовный наставник схиархимандрит Илий также многим дает такой совет. Одной знакомой семье старец сказал: «Скоро «Мерседес» будут менять на мешок картошки". Что же ждёт нас впереди, что открыто духовному зрению старцев и чего не видим мы?
Я много размышлял на эту тему и пришел вот к каким выводам.
Город концентрирует в себе множество соблазнов. Можно выразиться так: в города направлен вектор «мира сего», лежащего во зле (1 Ин. 5:19). Технический прогресс служит для обеспечения людям комфортной жизни и развлечений. А где жизнь без забот, там людям не нужен Бог.
Бытовой уклад горожанина устроен так, что все время он посвящает достижению материальных благ и комфорта. Благосостояние горожанина выше, чем достаток деревенского жителя, а трудностей он преодолевает меньше.
На это можно возразить, что и в деревне в век интернета соблазнов не меньше. Там процветают традиционные для села пороки: пьянство, рукоприкладство, невежество, злословие. Но деревенские жители более отзывчивы и в беде приходят друг другу на помощь. В городе люди гораздо более разобщены, как говорится, одиноки в толпе.
Горожане, зависимые от комфорта и удовольствий, вынуждены «соответствовать» достигнутому уровню благосостояния и боятся его потерять. Ими легко управлять, отключая «неугодным» источники существования: доступ к материальным средствам и коммунальным услугам.
Те, кто живет на земле, зависят только от своего трудолюбия. Они могут выжить при любой политической ситуации, при любых испытаниях. Они обладают большей свободой.
Труд на земле - это благословенный Богом труд. Человеку заповедано: «в поте лица будешь есть хлеб» (Быт. 3:19). Вот что говорил преподобный Серафим Вырицкий своим духовным чадам: «Сколько Господь дал благодати России: какие леса, озера, реки, недра земли богатые. Но живем мы без Бога, а земля — она мать, она хлеб дает и жизнь. Враги наши и богоборческая власть долго не дадут людям возвратиться к земле. Можно и накормить всех и все устроить, но врагам невыгодно — им страшна Россия возрожденная. И все же Россия будет жить от своей земли».
Как это будет, мы не знаем. Но приложить усилия, чтобы помочь деревне, можем. Поддерживая мелкие фермерские традиционные хозяйства, мы вкладываем не только в возрождение деревни, но и в собственное здоровье и здоровье своих детей.
«Я - то, что я ем», сказал великий врач и философ Гиппократ. Сейчас еда становится ненастоящей и неблагословенной. Вряд ли в промышленных агрокомплексах освящают поля и работают с молитвой. А уж о вреде пестицидов, гербицидов, минеральных удобрений для здоровья человека давно говорят и пишут ученые всего мира…
Один из путей богопознания - это созерцание красоты окружающего мира как творения великого Художника. В городе мы не замечаем эту красоту; городской ландшафт в большей степени «сотворён» грешным человеком, чем Богом (конечно же, не без Его попущения). А в деревне красота творения Божия всегда перед глазами!
Чем еще можно объяснить благословение старцев стремиться поближе к земле?
Возможно, нам предстоят новые гонения на христиан? Или, не дай Бог, военные действия приведут к разрушению городов и голоду? И в том, и в другом случае небольшие общины «на земле» могут стать спасением. Не стоит заранее бояться или впадать в уныние, но лучше быть готовым ко всему, стараться иметь память смертную и просить у Господа укрепления и вразумления.
Старцы советуют уезжать. А что же на деле?
На деле - уезжают немногие. И я один из тех, кто пока не готов. Я живу в Москве, хотя и руковожу небольшим фермерским хозяйством в Орловской области.
Приходится с болью констатировать: разрушение деревни длится уже сто лет… В череде бедствий, постигших нашу страну в XX веке, коллективизация занимает особое место. Массовое раскулачивание, индустриализация и принудительная урбанизация необратимо изменили облик России, перепахав миллионы людских судеб. Почему колхозный строй стал советским вариантом крепостного права и уничтожил русскую деревню? Как последствия коллективизации мешают развитию нынешней России, оставаясь ее неизжитой травмой? На «Ленте.ру» опубликована статья кандидата исторических наук, доцента факультета экономических наук Высшей школы экономики Алексея Ракова. Советую всем прочесть.
Сейчас борются за выживание средние фермерские хозяйства; держатся на плаву или очень крупные фермы, или очень маленькие, где трудится одна семья.
Под предлогом борьбы с эпидемиями заболеваний животных на фермах уничтожаются целые поголовья скота и домашней птицы. Требования новой системы электронного учета оборота мясной и молочной продукции трудноисполнимы для мелких предпринимателей, и они вынуждены закрывать свои фермы.
На селе не хватает школ, садов, дорог. Демографическая ситуация критическая, молодежь стремится в города. В сельских храмах некому служить. «Не стоит село без праведника», говорят в народе. Если есть где-то деятельный пастырь-миссионер, это большое счастье: вокруг него собирается крепкая община, нередко из бывших жителей мегаполисов, оставивших городские квартиры и обосновавшихся на земле.
Каждый решает для себя сам, где ему жить, где применить свои знания и умения. Достигнуть спасения можно в любых условиях, об этом свидетельствуют жития святых XX века. Если человек находится на своем месте, то он спокоен и счастлив, несмотря ни на какие трудности. Хочу пожелать всем нам, чтобы Господь умудрил нас и показал каждому свой путь к христианскому совершенству.
С уважением и добрыми пожеланиями,
исполнительный директор АНО «Символик» Святослав Можей