Соревнование компании «Магнит» и X5 Retail Group за лидерство в российском ритейле продолжается. Едва вырвавшись вперед X5, владеющая торговыми сетями «Перекресток», «Пятерочка» и «Карусель», уже вынуждена закрывать магазины, а «Магнит» расширяется за счет нового формата.
X5 Retail Group нарушила антимонопольное законодательство
УФАС взялся за проверку деятельности X5 Retail Group. Согласно информации ведомства, сети группы заняли свыше четверти рынка продовольственной розницы в Ленинградской области. Согласно действующему антимонопольному законодательству, компания, занимающая 25% данного рынка в каком-либо регионе, не имеет права арендовать или покупать площади под новые магазины в данном регионе.
Это означает, что сетям группы X5 может быть запрещено расширяться в Ленобласти. Более того, может быть, ритейлеру придется еще и закрыть часть магазинов, если выяснится, что порог в четверть рынка значительно завышен. Во всяком случае, по ряду районов и городских округов области такое превышение выявлено.
Доля X5 на рынке продовольственной розницы в федеральном масштабе составляет лишь 9,5%, но в законе четко говорится о доминировании в отдельных административно-территориальных образованиях. В связи с этим, сделки ООО «Агроторг» (входит в X5) по расширению торговых площадей в Ленобласти за 2017 год могут быть признаны незаконными. Случаи закрытия магазинов федеральными сетями из-за превышения доли в четверть рынка ранее уже имели место.
«Магнит» успешно расширяется через Почту России
Между тем «Магнит» успешно реализует проект по запуску своих точек в пунктах Почты РФ. К списку пилотных территорий прибавилась Ивановская область. Кроме того проект тестируется в Рязанской области, Краснодарском крае и в двенадцати московских отделениях. Магазины были открыты в населенных пунктах различного масштаба - от больших городов до поселков.
По инициативе и.о. губернатора Ивановского области Станислава Воскресенского точки «Магнита» запущены в почтовых отделениях Шуи и Верхнего Ландеха. Руководство Почты России тоже поддерживает проект и считает его социально значимым. Так это или нет, но для бизнеса он оказался выгоден: руководство Почты России зарабатывает на сдаче в аренду своих площадей, а «Магнит» уже получил неплохие продажи по пилотным магазинам.
Через отделения Почты России «Магнит» может заходить даже в поселки и вытеснять оттуда местных торговцев. Раз проект показал высокую эффективность, скорее всего, он будет продолжен и масштабирован на другие регионы.
Как видим, лидерство на рынке российского ритейла бывает непрочным и влечет за собой новые вызовы, а второе место может дать пространство для разбега
Ритейл в России, как и во всем мире, переживает жесточайший кризис, вызванный обеднением населения и падением платежеспособного спроса. Давно доказано, что, с общеэкономической точки зрения, выгоднее «отдавать деньги бедным» - направлять денежную массу вниз, поскольку это повышает спрос и оживляет экономику, но правительства всех стран предпочитают делать ровно наоборот — деньги скапливаются наверху, в карманах олигархов.
Олигархи же тратят деньги неэффективно — на финансовые авантюры и строительство дворцов. А на рынке роскоши экономику поднять нельзя.