Все-таки менталитет разных народов отличается порой кардинально. Особенно, если эти этносы находятся на большом расстоянии друг от друга. Не столько в территориальном плане, сколько в цивилизационном аспекте. Что вы знаете про индейцев Северной Америки? Наверное, старшее поколение еще помнит замечательные фильмы с Гойко Митичем, где храбрые «краснокожие» противостояли коварным «бледнолицым». Действительно, многие индейские племена окончательно были покорены и загнаны в резервации лишь к концу девятнадцатого века.
Впрочем, индейцы бились на протяжении своей многовековой истории не столько с белыми колонистами, сколько друг с другом. Разные народности (Команчи, Апачи, Сиу, Шайены, тысячи их) делили прерии, ведя опустошительные конфликты, набегая друг на друга по поводу и без. Ни одному вождю индейцев Северной Америки так и не удалось создать даже подобие некого военного союза всех племен континента против заморских «гостей». Если же говорить о военном искусстве индейцев, то оно было... скажем так, необычным. По крайней мере, для белого солдата или «первопроходца»-колониста. Так нормальные европейские люди не воевали, никогда.
Настоящему индейцу надо только одного,
Да и этого немного, да почти что ничего...
(с) Ф. Чистяков и группа «Ноль».
Несмотря на свою отличную физическую подготовку, доскональное знание местности и умение мастерски устраивать засады, индейцы не могли в глобальные вооруженные конфликты от слова совсем. И нет, я не хочу сказать, что они были недисциплинированными дикарями, способными лишь на пограничные сражения и локальные набеги по типу «внезапно ударил — и в кусты». Просто в отличие от тактически подкованных, рациональных европейцев, индейцы были именно индивидуальными бойцами, у которых имелся свой, слегка поехавший, «кодекс чести». И имя главному составному компоненту этого «свода» — «ку».
«Ку» в представлении индейца — это возможность набрать баллы (прям как на каком-нибудь ЕГЭ) и стать таким образом респектабельным воином в родном племени. Что же для этого требовалось сделать? Да, ничего особенного, просто дотронуться до еще живого противника особенной палкой, которая в длину была от двух до четырех метров. Собственно, она и называлась по-индейски оригинально — «шест для совершения «ку». Некоторые особенно отмороженные личности в поход и вовсе не брали никакого оружия, окромя этих самых «палочек». Убить воина в бою из лука, например, считалось чем-то заурядным. А вот дотронуться до противника в разгар боя шестом — это да, круто, плюс 100500 очков в карму.
Что характерно, не брезговали индейцы совершать это самое «ку» и над павшим противником. Большие почести, опять же, получал первый «счастливчик». Характерная картина боя: какой нибудь американский кавалерист падает с коня, сраженный стрелами. И куча краснокожих бежит дотрагиваться до него — луками, церемониальными «шестами», чем угодно короче. «Какая же это война?» Спросите вы меня. Неудивительно, что при таком раскладе индейцы и проиграли белым. Да, но не стоит забывать, что войны среди самих индейцев и являлись скорее ритуально-игровыми предприятиями, нежели чем полноценными военными кампаниями. К тому же, как полагают некоторые исследователи, индейцы ранее оттачивали такие «правила» во время охоты.
Интересный факт: «ку» в различных племенах и считались по-разному. Например, у шайеннов уважение получали все бойцы, что касались противника до третьего раза. То есть, до противника дотронулись воины Белое Перо, Меткие Стрелы, Сын Медведя и Суровый Бизон. Почести при этом получат лишь первые три воина, те кто успел ранее. А вот у некоторых иных народностей — и четыре касания учитывалось, и более. Притом, естественно, учитывались только «свои» индейцы. Потому в масштабных сражениях, в которых принимали участие воины из нескольких племен, подсчет «ку» на одном противнике велся до семи и даже более раз! А порой после победного боя случались конфликты уже между победителями в стиле: «это я первый дотронулся — нет, я, мое племя».
«Ку» также было предметом социального отбора. Молодые юноши, что желали доказать свою храбрость, порой выезжали навстречу, из кустов, офонаревшим от такой дерзости врагам, касались какого-нибудь воина, и улепетывали как можно скорее. Естественно, их часто стреляли-ловили. Но как правило, выручали смельчаков (если те были еще живы) «всей деревней. Старые же и больные индейцы, равно как и «разочаровавшиеся в жизни» по какой-либо причине, объявляли о своем желании «уйти достойно». Скакали к противнику, безоружные, дотрагивались... ну и все, был индеец — нет индейца. Но зато такой «активист» получал искренне уважение соплеменников.
Вот так вот сражались индейцы — их борьба действительно напоминала порой диковинную и непонятную «бледнолицым» игру не на жизнь, а на смерть. Стоил ли говорить, что такое своеобразное геройство порой приводило к бессмысленной потере живой силы и к плохой управляемости индейскими воинами на поле боя? С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте. Ставьте лайки статье, если она пришлась вам по вкусу.