Минфин России предполагает, что с 2019 года поставки российских нефтепродуктов в Белоруссию могут упасть в 10 и более раз до 100-300 тыс. тонн в год по сравнению с 2 млн тонн в настоящее время, сообщил Финмаркет.
"В прошлом году мы потеряли на этом 10 миллиардов рублей, в этом году только за первое полугодие - еще 10 миллиардов", - сказал глава налогового департамента Минфина Алексей Сазанов.
Он пояснил механизм недополучения налогов российским бюджетом из-за развитой нефтеперерабатывающей промышленности Белоруссии.
"Белоруссия имеет профицит по всем нефтепродуктам за счет своей нефтепереработки. Поэтому им выгодно закупать более дешевые российские нефтепродукты... А свои нефтепродукты вывозить на экспорт и зачислять экспортные пошлины в свой бюджет. Соответственно, поставляя нефтепродукты в Белоруссию, российский бюджет недополучает экспортные пошлины, так как эти нефтепродукты идут на удовлетворение внутренних потребностей рынка Белоруссии", - отметил Сазанов.
По его словам, ограничение поставок нефтепродуктов из РФ в Белоруссию продлится до завершения налогового маневра в России (до 2024 года).
"По сути, это опять скрытая форма субсидирования теперь уже внутреннего рынка Белоруссии. Когда закончится маневр в нефтяной отрасли, такого уже не будет, но пока мы ставим вопрос об ограничении поставок", - сказал представитель Минфина.
Баланс поставок нефтепродуктов из РФ в Белоруссию
Баланс поставок нефтепродуктов из РФ в Белоруссию на 2019 год, по словам Министра энергетики РФ Александр Новак в понедельник, "сейчас определяется". Рассматривается установление предельного объема поставок по товарной номенклатуре ВЭД. Действующий индикативный баланс поставок энергоресурсов не регулирует поставки нефтепродуктов исходя из того, что Беларусь может обеспечить внутренние потребности в нефтепродуктах за счет собственной нефтепереработки.
За первое полугодие импорт нефтепродуктов из РФ в Белоруссию вырос на 49,4% до 2,11 млн тонн. В денежном выражении он вырос на 83,4% до $0,8 млрд. Средняя цена составила за этот период $382,6 за тонну, что на 22,7% больше прошлого года. На долю России приходится 96,4% белорусского импорта нефтепродуктов, который в I полугодии составил 2,19 млн тонн или на 52,1% больше прошлого года.
При этом, экспорт нефтепродуктов из Белоруссии вырос на 7,9% до 6,6 млн тонн. В страны СНГ, преимущественно в Россию и Украину, было поставлено 1,64 млн тонн нефтепродуктов, что означает снижение на 16,9%. В страны дальнего зарубежья - 4,96 млн тонн с рост на 19,7%. В стоимостном выражении экспорт нефтепродуктов в дальнее зарубежье вырос на 27,7% до $3,36 млрд.
Nota bene
C одной стороны, Минфин говорит о намерении устранить неэффективность, которая несправедливо уменьшает собираемость налогов в России. Вроде как министерство выполняет свою прямую обязанность беречь финансы России.
С другой стороны, представитель Минфина говорит о 10 млрд рублей. Напомним фразу президента РФ, когда он обосновывал отсутствие необходимости в повышении НДФЛ для состоятельных россиян.
«Ну, посмотрите, вроде бы эффективная, кажущаяся справедливой мера – введение прогрессивной шкалы подоходного налога. По оценкам Минфина применение повышенной ставки налога, к примеру, в 20 процентов к высоким доходам, может дать, и то не наверняка, порядка 75–120 миллиардов рублей в год. Этих средств, в лучшем случае, хватит на шесть дней. Потому что ежедневная, я хочу это подчеркнуть, ежедневная потребность на выплату пенсий в России составляет 20 миллиардов рублей», - заявил он, демонстрируя, что такое повышение никак не может принести значительную сумму в бюджет и не поможет отказаться от пенсионной реформы.
Хорошо, предположим, что курочка по зёрнышку клюёт, а копейка рубль бережёт. Но поясните, кто мешал проводить обратную операцию – закупать продукцию белорусской нефтепереработки для поставок на внутренний рынок РФ, а российскую продукцию отправлять на экспорт? Почему белорусские коммерсанты подсуетились в условиях единого рыночного пространства, а российские нет?
В наивность российского бизнеса при заработке трудовой и нетрудовой копеечки поверить невозможно. Значит дело сводится или к цене, включая транспортировку, или к регулированию. Другими словами, почему белорусы воспользовались рыночными возможностями для операции арбитража при росте мировых цен на энергоносители(арбитраж - получения выгоды от разницы цен на различных рынках), а россияне нет?
Можем высказать сугубо редакционное предположение – до-за-пере-регулировались. Если любые рыночные диспропорции решать исключительно запретами, то рыночных диспропорций когда-нибудь не останется. На смену им придут диспропорции нерыночные, которые ещё более дорого обойдутся российскому бюджету.
Читайте подробности: