13-ое октября 1941 года , танки Гудериана рвутся к Москве, немецкие генералы уверенны дорога на Москву открыта. Внезапно к мосту через канал в Химках прорываются немецкие танки, дорога перед мостом перекрыта какими-то металлическими конструкциями, танкисты уверены что это незначительное препятствие не сможет их удержать. Танки сходу врываются на заграждения и первые два остановились, точнее, повисли на них, и были тут же забросаны гранатами и бутылками с зажигательной смесью. Остальные отступили. Что же это были за конструкции, которые остановили немецкие танки не хуже чем артиллерийский дивизион – в историю они вошли как противотанковые «Ежи».
Долгое время считалось что Ежи – это результат солдатской смекалки. Однако это не так у Ежа есть свой прародитель и зовут его - Генерал-майор технических войск Михаил Львович Гориккер.
Более полувека имя изобретателя «Ежей» было неизвестно широкой публике. Даже на открытии памятника в Химках, знаменитых Ежей, не слова на мемориальной доске об этом человеке.
Михаил Львович Гориккер 13 января 1895 года. Гориккер М. Л. получил инженерное образование и, будучи в числе организаторов танковых войск Красной Армии создал танкодром под на территории Московского танкового училища. Здесь впервые у Гориккера зародилась мысль о совершенно новом принципе конструкции оборонительных сооружений, которые были бы способны не только остановить танк, но и вывести его из строя.
Из воспоминаний Владимира Гориккера сана Михаила Львовича: «Отца назначили командовать обороной Киева, к которому приближался враг. Работы было много, но, вернувшись поздно вечером домой, папа, вместо того, чтобы хоть немного отдохнуть, чуть ли не всю ночь напролет просиживал с какими-то конструкциями из спичек, соединенных клеем или пластилином. Однажды, он вернулся раньше обычного, буквально сияющий, и чуть ли не с порога квартиры восторженно закричал: «Мы угробили два танка! В семье же знали, как внимательно он относится к сохранению техники, как дает нагоняи даже за мелкие нарушения, которые могут привести к повреждению техники, а тут — не скрывает радости по поводу поломки двух боевых машин»
Революционность изобретения заключалась в подвижности «Ежа» Под натиском танка «Ёж» переворачивался, оказывался под ним, приподнимал машину над землей или выводил из строя ходовую часть пробивал днище повреждая трансмиссию, а немецкие танки Т2 (PzKpfw II) Т3 (PzKpfw III) Т4 (PzKpfw IV) составляющие основу бронетанковых войск Вермахта в начальный период войны имели как раз переднею трансмиссию. Понятно, что обездвиженный танк не мог участвовать в наступлении и являлся хорошей мишенью на поле боя.
И всё же хоть и конструкция была проста, Ёж» должен был отвечать ряду технических требований, в противном случае эффективность его снижалась, а иногда и вовсе сходила на нет. Высота не должна была быть выше начала лобового листа брони танка около 80 см. В качестве способа соединения балок Гориккер предложил клепку с косынками, принципе, при соответствующей возможности допускалась и сварка. Из расчетов генерала Гориккера следовало, что оптимальным является двутавровый профиль (рельса). Испытания доказали, что «правильный ёж» мог выдержать наезд танка весом в 60 тонн. Однако часто, из-за отсутствия материала «Ёж» делали из профильной трубы, и при наезде танка он её просто сминал, а нарушение элементарных технических требований, например, высота, превышала 80 см, танк просто сталкивал «Ежа» в сторону.
Вот выдержка из акта испытания, проведенного 3 июля 1941 года.
Танк вынужден остановиться, так как клык [заграждения] попал между гусеницей и ведущим колесом гусеничного хода, а клык звездочки(именно так первоначально именовалась конструкция) 3-й линии заграждения, упершись в днище носовой части танка, приподнял последний на воздух.
Только на ближних рубежах обороны Москвы было расставлено около 37 500 «ежей».
И они создавали на самом деле огромные трудности танковым дивизиям Вермахта.
Всем известный облик «Ежа» стал одним из символов противостояния Нашего Народа в этой смертельной войне.
Друзья, если Вам понравилась статья, не забывайте ставить лайк, ну и подписываться конечно, будет много интересного. До новых встреч.