В российском киносообществе есть группа людей, убежденных, что Кирилл Серебренников НУ НИКАК не может быть виноват в том, в чем его обвиняет следствие, а именно в хищении 133 миллионов рублей. Любые факты не в пользу арестованного режиссера трактуются как подстава, фикция, ошибка и в том же духе. Есть группа скептиков, которые в принципе уважают творчество Серебренникова, но допускают возможность, что он действительно мог украсть государственные средства. Третья группа - хейтеры, которым в общем-то без разницы, виноват он или нет: наказания он заслуживает если не за хищение, то хотя бы за свое мерзкое, на их взгляд, творчество. Фильм-расследование "Театральное дело" (опубликовано под заголовком "Как Серебренников потратил 218 миллионов") от компании "Амурские волны" пытается примирить эти три группы, беспристрастно разбирая по полочкам содержание и хронологию этого дела. Спойлер: Серебренников со своей командой действительно накосячил, но на 10 лет лишения свободы проступок никак не тянет. Фильм смотреть здесь.
Итак, вкратце, в чем суть дела. В 2011 году Кирилл взвалил на себя миссию - вывести современное театральное искусство в России на новый уровень при поддержке государства, точнее, Министерства культуры. Президент Медведев дал добро, и на постановку спектаклей в "Седьмой студии" Кирилла Серебренникова потекли субсидиями миллионы рублей (всего 218 млн за 4 года). Из-за несовершенства законодательства эти деньги нельзя было тратить на строительство декораций, без которых невозможно создание спектаклей. В связи с этим руководство АНО "Седьмая студия" обналичивает полученные от Минкульта деньги, прекрасно понимая, что это незаконно. Однако обналиченные деньги честно тратятся на изготовление декорации, покупку реквизита и прочие театральные расходы. Но по мнению следствия, "обналичены" автоматически значит "присвоены" (украдены). Вопрос: как доказать следствию, что деньги из-за нашего дурацкого законодательства были хитрым образом освоены и потрачены исключительно на дорогие театральные постановки?
Доказать-то можно, если поднять всю документацию "Седьмой студии" за 2011-2014 годы. И вот тут начинаются подозрительные вещи. Оказывается, документация... уничтожена! Нет, не спецслужбами, не тайными врагами Серебренникова, а самими сотрудниками студии, конкретно, генеральным продюссером Екатериной Вороновой. Екатерина Воронова вовремя уехала из России, избежав ареста (сейчас она заочно арестована и объявлена в международный розыск). В фильме она дает журналистам интервью, откровенно рассказывая о финансовых косяках студии. В частности, однажды при внутренней проверке обнаружилась пропажа 6 миллионов рублей. Обналичиванием, кстати, занималась ранее судимая бухгалтерша, которая и "потеряла" где-то эти 6 млн. На тот момент никто за пределами студии об этом не знал, но факт мог быть обнаружен в дальнейшем, если вдруг государство когда-нибудь решит проверить финансовую деятельность студии. Чтобы этого не случилось, Воронова просто уничтожила документы после завершения всего проекта по финансированию Минкультом. Сейчас те документы очень бы пригодились, с их помощью можно было бы более-менее четко расписать, на что тратились обналиченные деньги. И бог с ними, потерянными 6 миллионами - в сравнении с фигурирующими сейчас 133 миллионами они кажутся вполне безобидными.
Кирилл Серебренников хоть и отвечал за творческие процессы в студии, как самый главный в проекте так или иначе нес ответственность и за финансовую часть. Если кто-то и воровал в команде, то вряд ли это он. Даже самые великие Творцы окружают себя сомнительными личностями, которые пользуются их оторванностью от грязных земных дел. По фильму больше всего подозрений вызывает бухгалтерша, остальных максимум можно обвинить в глупости или невнимательности. Хотя, возможно, в будущем мы узнаем новые подробности.
Главный вопрос, который у меня возникает: зачем вообще уже успешный и признанный на тот момент режиссер Кирилл Серебренников ввязался в авантюру под названием "государственные субсидии"? Давно известно, что честным и независимым людям с государством лучше не связываться, благо, в последние годы в России предостаточно примеров, когда удавалось воплощать различные творческие проекты без поддержки государства. В фильме режиссер объясняет свою мотивацию следующим образом: "Всё время говорят: ваше поколение режиссеров не хочет брать на себя ответственность. Ну давайте попробуем взять ответственность, и вот я беру ответственность и пробую что-то менять". На мой взгляд, Серебренников стал жертвой своих творческих амбиций, возможно, желания стать лидером современного российского театра, а тут как назло и Медведев его услышал и подмахнул на проекте прогрессивного режиссера: "прошу оказать содействие".
Сейчас Серебренникову и другим обвиняемым грозит 10 лет лишения свободы. Сложно сказать, чего здесь больше - абсурда или трагедии. Ход дела покажет. Для меня Серебренников - один из лучших режиссеров современного российского кино (от театра я далек), поэтому, надеюсь, дело завершится для него благополучно и следствием будет доказана его невиновность в хищении. Всю правду на 100% мы вряд ли узнаем.