В 1905 году закончилась Русско-японская война. Этот конфликт был примечателен тем, что основные сражения , обусловившие его исход, произошли именно на море. Если о русской армии нельзя было сказать, что она потерпела поражение, то флот России на Дальнем востоке был полностью разгромлен. Разумеется, из опыта морских сражений были сделаны соответствующие выводы, на стапелях верфей заложены новые корабли. Но карты русским кораблестроителям (да и не только русским) спутало появление новейшего британского корабля - "Дредноута".
Это был абсолютно новый класс, следующая ступень эволюции линейных кораблей. Ключевым отличием "Дредноута" от существующих на тот момент броненосцев стало то, что вся его артиллерия была сосредоточена в пяти двухорудийных башнях, против двух таких же на кораблях прошлого поколения. Это позволяло вести концентрированный огонь на дальних дистанциях,бортовой залп "Дредноута" намного превосходил в весе любого из предшественников, а использование паротурбинной силовой установки давало ему преимущество в скорости и маневре.
Естественно, что в преддверии надвигавшейся европейской войны (которая стала Первой мировой), все прочие морские державы лихорадочно бросились создавать проекты своих дредноутов и воплощать их в металле. Не стала исключением и Россия.
Согласно кораблестроительной программе 1907 года, на стапелях Балтийского и Адмиралтейского заводов были заложены четыре линейных корабля. Закладка прошли в июне 1909 , а основные работы начались в октябре того же года. Стоимость каждого такого линкора составляла более 30 миллионов рублей (для сравнения можно умножить сумму на 600 и поучить цену в сегодняшних рублях). Сумма была просто фантастическая, но учитывая всю важность проекта, средства все же удалось изыскать.
Первенцами серии стали корабли "Севастополь", "Гангут", "Петропавловск" и "Полтава". При их создании было применено огромное количество решений, прежде в России никогда не использовавшихся. Начиная от кооперации множества предприятий и заканчивая внедрением современных систем управления огнем и связи. Пристальное внимание было уделено остойчивости новых линкоров, в Цусимском сражении новейшие на тот момент броненосцы типа "Бородино" тонули,переворачиваясь, что повлекло гибель практически всех экипажей.
Вооружение состояло из 12 великолепных обуховских орудий в четырех, расположенных в ряд башнях. Это позволяло вести огонь всем бортом, тот же "Дредноут" так делать из-за своеобразного расположения башен так делать не мог. В общем и целом русские линкоры вполне соответствовали своим иностранным аналогам, в чем то даже превосходя их.
Следующей должна была стать "черноморская" серия, также из четырех кораблей. Ими должны были стать "Императрица Мария", "Император Александр III", "Император Николай I" и "Императрица Екатерина Великая". Построено же было всего три, "Николай I" так и не был закончен и уже в СССР, в 1927 году был пущен на слом.
Судьба же балтийских и черноморских "родственников" сложилась по разному. В Первую мировую все они успели повоевать, но если балтийские линкоры практически не выходили из Гельсингфорса, то черноморские изрядно потрудились и участвовали в морских боях, прежде всего с немецкими "Гебеном" и "Бреслау", состоящих в турецком флоте и немало попившим крови у черноморских моряков. "Императрица Мария" погибла в 1916 году в результате диверсии, "Императрица Екатерина Великая" затоплена,чтобы не досталась немцам, "Император Александр III" ушел вместе с белыми в Бизерту, где и закончил свою службу.
"Балтийцам" повезло больше. Пережив без потерь Первую мировую и Гражданскую войны, три из них, "Севастополь", "Гангут" и "Петропавловск" приняли участие и в Великой Отечественной. В СССР они получили имена "Парижская коммуна", "Октябрьская революция" и "Марат" соответственно. Принимали участие в обороне Ленинграда и Севастополя, их орудия ПВО и главный калибр принесли немцам немало несчастий. В середине войны "Севастополь", и "Петропавловск" получили свои прежние имена, под которыми дослужили до середины 50-х уже в качестве учебных судов.
Так закончилась боевая служба единственных построенных в Российской Империи и СССР линкоров. Наступало новое время, время атомной энергии и ракет, и в этом мире места этим огромным, но таким красивым кораблям к сожалению уже не было..
Если вам понравилась статья, пожалуйста, нажмите "палец вверх", вам не трудно, а автору очень приятно.И конечно, буду очень рад,если вы подпишетесь на мой канал, будет еще много интересных публикаций. Спасибо за внимание!