Тотьма, районный город между Вологдой и Великим Устюгом, в последние годы словно открывает себя заново. Зимой здесь проводят гонки на собачьих упряжках, а летом – фестивали блюд из морошки. Ежегодно в День Русской Америки, который в Тотьме – официальный местный праздник, колокольня Входоиерусалимской церкви перезванивается с колоколами калифорнийского Форт-Росса.
Тотьма кондовая
Исторических поселений в России не так много, всего 41. В 2010-м году обширный список был сокращен более чем в 10 раз. Тотьма в него попала, а, к примеру, Москва с Великим Новгородом – нет. Тотьму отметили за сохранившуюся со времен Екатерины II планировку и историческую застройку.
По какой-то невероятной случайности, счастливой или несчастливой, Тотьма не стала символом российской глубинки вроде Урюпинска. Название подходит как нельзя лучше, да и образ жизни тотьмичей тоже. Про особую атмосферу Тотьмы гостям города сообщается на первых страницах путеводителя. Авторы книжицы и тревел-блогеры советуют прочувствовать эту атмосферу зимним утречком, когда из печных труб избушек, раскинувшихся на холме, валит дым. На колокольне звонят, идёт баба с коромыслом, гремя досками деревянного тротуара. А её подруги полощут бельё в проруби Сухоны, устроившись на мостках. Тем, кто не сможет выразить впечатление словами, помогут местные жители. У них всегда наготове цитата из Николая Рубцова, который воспитывался в детдоме под Тотьмой, учился в городе и, разумеется, воспел его. В Тотьме установлен один из самых оригинальных памятников поэту.
Среди городов Русского Севера Тотьма – как белая ворона. И эта особость начинается уже с герба, на котором вместо характерных для севера медведей и лосей изображена американская чёрная лисица. Предки нынешних тотьмичей били этого зверя на Аляске, и за это сама Екатерина II утвердила лисицу на тотемском гербе.
Тотьма почти не изменилась с тех пор, когда отсюда отходили суда мореплавателей и первопроходцев, которые предпринимали экспедиции к далёким берегам Сибири, Дальнего Востока, Аляски и Алеутских островов. Плыли торговать и добывать, а вернулись с составленными картами новых мест и описанием аборигенов.
Главная достопримечательность, символ и лицо Тотьмы – храмы, похожие на корабли – были построены на пожертвования тех самых купцов-путешественников. Лет 20 назад в одной из восстановленных церквей открылся Музей мореходов, где можно увидеть, куда и на чём добирались тотьмичи во второй половине XVIII века.
Помимо этого, экскурсовод обязательно расскажет, как в советские времена местный краевед Станислав Зайцев разгадал секрет тотемских картушей (украшение стены церкви, но не лепнина, а часть кладки), и фактически спас исторический центр от разрушения в угоду новому генплану. Те, кого попросят сосчитать количество картушей на Входоиерусалимской церкви, не должны забывать, что они расположены не только на парадной стене, но и на той, что выходит во двор.
Музеев в городе немало – например, в краеведческом расскажут о том, как Тотьма была одной солеваренных столиц Руси и как тотьмичи придумали добывать соль из глубин с помощью деревянных труб. Увидеть эти трубы можно в деревушке Варницы, которая примыкает к Тотьме. Гости не уезжают отсюда и без фотографии гигантского камня Утюг (на окраине деревни Пустошь неподалёку от города), который в дохристианскую эпоху служил языческим святилищем.
Индеец – друг тотьмича
«Они без перьев, в обычной одежде, но лицами похожи, конечно, на индейцев из кино», – рассказывают тотьмичи о гостях из калифорнийского индейского кашайя, которые приезжали на один из юбилеев здешнего уроженца Ивана Кускова. Кусков – исследователь Аляски, основатель и первый комендант Форт-Росса, который по сей день располагается неподалёку от Сан-Франциско. Иван Кусков относился к местным индейцам по-человечески, давал работу и защищал от испанцев, и почитание к нему передавалось в кашайя из поколения в поколение.
После тридцати с лишним лет скитаний Иван Кусков вернулся в родную Тотьму с женой-алеуткой, но скончался, не прожив в своём новом доме и года. Сейчас в этом доме работает музей. В первой зале гостей встречают портреты хозяев – Кусков в военном мундире и его заморская жена в русском платье.
Благодаря Ивану Кускову Тотьму довольно часто посещают иностранные туристы, в особенности американцы. Иностранцы стали настолько заметной «категорией» посетителей, что пару лет назад все указатели достопримечательностей продублировали на английском языке. Подобного, кстати, нет пока ни в одном городе области, включая Вологду.
Приезжают главы и представители посольств США, официальные делегации из американских музеев и самостоятельные туристы. Ежегодно летом, в конце июля или начале августа, в Тотьме проходит День Русской Америки. На большой поляне перед музеем гости пробуют американскую еду (фастфуду, впрочем, путь закрыт), стреляют по мишеням из индейских луков и играют на банджо, смотрят сценки про Колумба и поют вместе с артистами по-английски. Праздник проходил в домашней обстановке и собирает несколько сотен человек, россиян и иностранцев. День Русской Америки завершается перезвоном между Тотьмой и Форт-Россом. Происходящее транслируется через Интернет. Здесь сумерки – там просыпается утро.
Ягода-морошка и аляскинские маламуты
Каждое лето в Тотьме проходит фестиваль «Морошка», в котором участвуют все без исключения рестораны и кафе.
Город живёт и дышит морошкой. В каждом заведении пекут и варят своё блюдо, связанное с этой редкой северной ягодой. Пироги и блины, шаньги и калитки с морошкой, всевозможные варенья и джемы готовятся и съедаются тоннами, гости приезжают из других городов Вологодской области и соседних регионов. Кулинарное событие сопровождается мастер-классами, поединками поваров и концертами. А блюдце с морошкой зачастую подаётся в придачу к любому заказу. В прошлом году «Морошка» вошла в тройку главных гастрономических событий лета, по версии крупного турагенства.
Впрочем, в число ингредиентов коронного блюда этого края, тотемских сичеников, морошка не входит. Секрет их состоит в том, что тотьмичи используют ржаную муку, а начинкой кладут не свинину или курицу, а рыбу из Сухоны.
В середине января Тотьма заливается лаем. Уже несколько лет здесь проходят международные гонки на собачьих упряжках, одни из крупнейших в России. Трассу специально построили за городом. В этом году на соревнования приехали более 30 сильнейших спортсменов из разных регионов России и Белоруссии, а количество собак достигало 250. Причем были представлены все основные ездовые породы: аляскинские маламуты, сибирские хаски, ездовые метисы и др. Билет на гонку в буквальном смысле открывает перед гостем Тотьму, поскольку даёт скидки на посещение всех городских музеев.
Оказывается, тотемский январь для беговых собак, которые минус пять градусов считают жарой, подходит как нельзя лучше. В Тотьме оттепели и малоснежье случаются крайне редко, и настоящую русскую зиму здесь тоже учатся превращать в изюминку.