10 апреля 1969 года в газете «Известия» (московский вечерний выпуск) появилось сообщение о том, что посольству ГДР в Советском Союзе был передан прах немецкого антифашиста Фрица Беена (Бена). Кто этот человек? При каких обстоятельствах он погиб в нашей стране?
...Плотник Фриц Беен восемнадцати лет вступил в Коммунистическую партию Германии и всегда последовательно боролся с фашизмом. В 1939 году он был призван на службу и направлен в 301-й морской строительный батальон, который строил артиллерийские позиции в Голландии и Франции. С момента нападения гитлеровцев на Советский Союз батальон передислоцировался в Прибалтику.
В конце 1941 года батальон размещался в Стрельне и Петергофе под Ленинградом. Беен искал встреч с советскими людьми. Ему повезло: в Усть-Луге он встретился с советскими разведчиками.
Эмиль Шифельбейн, член КПГ с 1927 года, был членом группы Беена и лишь случайно избежал ареста. Вот что он писал об этом периоде деятельности Беена в своих письмах:
«Среди посетителей школы в Усть-Луге, где часто проводились танцы, находилась одна советская женщина-врач, а также одна учительница. Имена их, к сожалению, мне не известны. Товарищ Беен имел возможность доставать зарисовки и описания орудийных позиций, воинских частей и прочее. Затем вместе с советскими товарищами мы изучали документы и обсуждали их. С этими материалами врач переправлялась в Ленинград. Это происходило часто. Однажды вечером тов. Беен хотел взять меня с собой, но я его от этого отговорил. Дорога через Неву мне казалась опасной. Он на это ответил: «Хорошо, Эмиль, на днях я уйду сам. Для предосторожности оставлю на льду свои тряпки и пусть думают, что я утонул».
Интересный эпизод вспоминает Рихард Деринг — коммунист с 1919 года. В 1943 году он встретился с Ф. Бееном на его квартире в Бенце. Оба солдата оказались в краткосрочном отпуске. Теплой и откровенной была встреча двух коммунистов. Ф. Беен рассказал другу, что намерен взорвать мост под Ленинградом, чтобы воспрепятствовать наступлению фашистов.
Мы разработали план во всех деталях,
— вспоминает Рихард Деринг.
Я настойчиво советовал ему соблюдать крайнюю осторожность. Это была наша последняя встреча.
Вскоре Ф. Беен был арестован и брошен в таллинскую тюрьму. Его приговорили к смертной казни. Вот что писал он своему товарищу Людвигу Крессману из таллинской тюрьмы 17 ноября 1943 года:
«Дорогой друг Людвиг! Должен тебе с сожалением сообщить, что я — военный преступник, приговоренный к смерти и еще к лишению чести на 8 лет. Сейчас нет надежды. что мы когда-нибудь увидимся. Может, мне повезет, я буду счастлив в беде, но скорее всего, когда ты получишь это письмо, меня уже не будет в живых. Тогда мне не суждено будет увидеть то, за что я боролся всю свою сознательную жизнь... Твой друг Фриц».
В последнем письме из таллинской тюрьмы он писал своему брату Вильгельму:
«Милый Вильгельм! Это, наверное, моя последняя просьба к тебе. Ты был для меня всегда самым близким человеком. Ты уже вероятно, слышал, как обстоят мои дела. Спасти меня может только чудо. В ближайшем будущем мне предстоит последний путь в вечность. Я уже освоился с мыслью об этом и не испытываю особого страха. Я — жертва, преступления я не совершал. Позднее ты еще все узнаешь... А теперь возвращаюсь к своей просьбе, она касается моей семьи. Ты знаешь, что моя жена не получит никакой помощи до тех пор, пока это (фашизм — прим.) еще существует. Может быть, в будущем, когда придет другое... Шаль, что я до этого не смогу дожить. Я знаю, тебе известны мои мысли. Заботься об Эмиле, смотри за мальчиком все годы, это мое последнее желание. Передай привет от меня всем знакомым. Твой кузен Фриц».
Ранним утром 6 января 1944 года взвод эсэсовцев привел на окраину Таллина трех немецких солдат. Одеты они были в арестантские костюмы. Руки связаны сзади широким ремнем с надписью: «С нами бог».
Под барабанный бой солдат привязали к соснам. Рядом были вырыты неглубокие могилы. Офицер долго читал приговор, утвержденный гросс-адмиралом Деницем.
Старший ефрейтор 301-го морского строительного батальона немецкой армии Фриц Беен обвинялся в создании подпольной коммунистической группы, разложении фашистской армии, установлении связи с советскими партизанами, передаче им ценных разведывательных данных, измене фюреру и еще в десятках других преступлений.
Немецкие коммунисты выслушали приговор. От услуг пастора, одетого в военный мундир, они отказались. Офицер махнул перчаткой, раздался залп. Так погибли антифашисты Германии Фриц Беен, его товарищ Карл Герс и Франц Ваммахер. Советские патриоты — подпольщики — были повешены, остальные немецкие солдаты из группы Беена, в том числе и Эмиль Шифельбейн, отправлены в штрафной батальон.
С помощью секретаря республиканской секции бывших узников фашизма при Комитете защиты мира Эстонской ССР Т. И. Иосифовой удалось установить место расстрела и захоронения немецких коммунистов.
В Германии на острове Узедом Фрицу Беену установлен памятник.