20 июля в интернете появилось видео, которое ошарашило пользователей и вызвало всероссийский скандал. На сегодняшний день мало кто не слышал о зверских пытках заключенного восемнадцатью сотрудниками ярославской исправительной колонии № 1. История не успевает набирать обороты, предлагаем разобраться в произошедшем с самого начала.
«Новая газета» обнародовала видео с избиением заключенного Евгения Макарова в конце июля, однако дело произошло в том году. 29 июня уполномоченный работник учреждения снял на полицейскую камеру жестокое издевательство коллег над заключенным. Десятиминутный отрывок показывает непрерывное избиение дубинками, руками и выливание воды на пострадавшего. Люди в форме одежды сотрудников учреждения по очереди наносят удары от коленного сустава до голеностопного. Кто-то замечает, что у жертвы отекает нога, на что следует возмущенный ответ: «Да у меня у самого уже руки затекли!». Задержанный глухо кричит от боли и просит прощения.
Сотрудник ИК-1 спрашивает Макарова, зачем тот назвал его «псиной рыжей», но, не смотря на извинения, его продолжают избивать. Сколько времени пытали заключенного, не известно.
После случившегося, заключенный не мог передвигаться и ходил под себя кровью. Несмотря на проверку СК, поступил отказ от заведения уголовного дела. Позже общественности стало известно, что следствие вел 22-летний Радион Свирский, еще год назад отклонивший заявление Евгения Макарова о пытках.
Сотрудники колонии заявили, что осужденный не стал исполнять приказ выйти из камеры, более того, начал массовый призыв к отказу подчиняться. В завершение он нанес на себя порезы гвоздем. Оказав сопротивление боевому приему, получил несколько ударов дубинкой по ногам. Факт пыток не подтвердился даже после изъятия записей с личных видеорегистраторов, которые положено носить законом сотрудникам Федеральной службы исполнения наказаний исправительной колонии.
К сожалению, этот случай превышения полномочий в исправительной колонии № 1 в Ярославле оказался не первым. Ранее пара личностей «болотного дела» сообщали об избиении, но нарушений было не обнаружено. Этот случай тоже был не единственным, сотрудники учреждения не раз подозревались в жестокости к заключенным.
Благодаря раскрутке видеозаписи в сети Интернет, Управление Федеральной службы по Ярославской области начало проверку, в результате которой было возбуждено дело по ч. 3 ст. 286 УК РФ. Смогли доказать, что действия нанесены умышленно, и превышая полномочия, применено насилие над заключенным.
Позже ФСИН начала проверку произошедшего, в результате которой на своем сайте высказала осуждение сотрудников и сожаление о случаях, которые дискредитируют службу.
21 июня адвокат благотворительного фонда «Общественный вердикт» Ирина Бирюкова, в социальной сети сообщила о первом задержании одного из виновников в пытках Макарова. Подозреваемым оказался 25-летний сотрудник отдела безопасности Максим Яблоков. Он не только признал вину, но и в дальнейшем согласился сотрудничать со следствием. Помощь в показаниях и сотрудничество обязано смягчить ему приговор.
В то время как история о Евгении Макарове набирает все более непредсказуемые обороты, в сети начались активные обсуждения новых подробностей о ярославской колонии № 1. Бывший председатель Общественной наблюдательной комиссии Нур-Эл Хасиев, дал шокирующее интервью изданию «7x7». Заключенные рассказывали о том, «как куски мяса торчали у человека после часа в комнате для воспитательных занятий», но в общественной палате не захотели шума в свой адрес. Обращения в прокуратуру остались без результатов.
Нынешний председатель ярославской ОНК опроверг поступление жалоб от Евгения.
22 июля произошло задержание второго сотрудника отдела безопасности Алексея Бровкина, к которому оскорбительно обратился Макаров. Спустя несколько дней количество арестованных увеличилось до 6. В их число вошли: Максим Яблоков, Евгений Соловьев, Сергей Драчев, Алексей Бровкин, Игорь Богданов, и Сергей Ефремов. Ивану Калашникову назначили домашний арест.
В колонии от должностей отстранили семнадцать человек. Сейчас там работают сотрудники московского ФСИН и прокуратуры. Бабуркин, уполномоченный по правам человека в регионе, утверждает, что в прошлом году получив жалобу от Макарова, он принял меры. Дело закончилось вынесением прокурорского представления руководству ярославского ФСИН. Он подчеркивает, что видел видеозапись, на которой Евгений Макаров дерзит и не повинуется, однако намек на жестокое избиение полностью отсутствовал.
23 июля Ирине Бирюковой пришлось покинуть территорию Российской Федерации в целях безопасности. Ей поступили сведения о предполагаемых угрозах и мести за вынесение в общественность видеозаписи с пытками в ярославской колонии. После чего Следственный Комитет занялся проверкой данной информации. В случае подтверждения будет приняты меры государственной защиты.
Тем временем, стала известна информация об уговорах оперативниками заключенных о не предоставлении показаний о пытках.
После заседания суда, которое прошло 25 июля, в СМИ началось обсуждение Василия Ковалева, адвоката одного из подсудимых, отказавшихся от признания. По мнению адвоката, переданная запись не обладает такой четкостью, которая бы позволила с точностью разобрать лица участников.
На следующие сутки задержали седьмого участника группового избиения. Им оказался младший инспектор Дмитрий Соловьев. Он сразу признался в содеянном, Ярославский областной суд арестовал его на 2 месяца. Восьмой сотрудник самостоятельно сдался, до этого Руслан Цветков работал в колонии младшим инспектором отдела безопасности.
В социальной сети, как защитница интересов своего подзащитного, Ирина Бирюкова сделала сообщение об отправлении заявления СК с просьбой предоставить Евгению Макарову государственную защиту. Ранее Макаров обращался к Сергею Бабуркину с заявлением, в котором сознался, что опасается за свою жизнь, более того, в худшем случае его преднамеренное убийство могут расценить как суицид.
31 июля, Замдиректора ФСИН Евгений Максименко принес свои извинения заключенному Макарову. Помимо этого, он дал обещание, что в конечном итоге будут уволены все виновники происшествия.
Позже в сети появилась информация о голодовке в исправительной колонии № 8. Шестеро отказавшихся от еды в знак протеста требуют, чтобы им выдали более 5 сигарет в день и на протяжении дня предоставляли кипяток для напитков. В круг голодающих вошел ранее потерпевший Макаров. СМИ будут следить за дальнейшим развитием событий.
02 августа Заволжский районный суд Ярославля принял решение отправить под арест еще нескольких сотрудников. Новыми фигурантами оказались младшие инспекторы Алексей Андреев и Андрей Зыбин, сотрудник отдела безопасности Александр Морозов, у которого произошел конфликт с пострадавшим, а также начальник по воспитательной работе 4-го отряда Алексей Микитюк. Мужчины будут находиться под стражей до 20 сентября.
Однако адвокат Митюка заявила, что Алексей не принимал участие в избиении, а случайно оказался на месте в момент пыток. Ранее подзащитный написал явку с повинной и заверил, что не собирается скрываться от следствия. Он подчеркнул, что дома у него осталась жена и маленький сын.
В начале августа в общественном доступе появилось письмо экс-мэра Ярославля Евгения Урлашова. В письме он рассказал, что следит за развитием произошедших событий в ИК-1. По его словам, издевательства происходят ежедневно не только в Ярославской области, но и во всех российских колониях, при этом большая часть из них не выявлена. Свое письменное откровение на этот счет он направил в ярославское издание 76.ru, однако кто его передал, не афишируется. В нем он рассказал о незаконных пытках заключенных на примере рыбинского СИЗО-2 «Софийка», исправительных колониях № 2 и 12 «Шексна».
По его словам, о том, что жестко избивают ногами и руками, часами заставляют сидеть на корточках, осведомлена прокуратура, общественные организации, следственный комитет, депутаты, губернатор и другие полномочные представители.
Помимо этого, он рассказал, что два года назад в ярославском СИЗО № 1 создали пресс-хаты по пыткам. В них регулярно избивали и применяли сексуальное насилие над подследственными людьми, чтобы заполучить признательные показания.
По личному опыту тюремного заключенного он заявил, что уполномоченные сотрудники часто записывают издевательства на видео для личного пользования.
Сейчас Евгений отбывает срок в ИК строгого режима № 2 в Рыбинске за получение взятки в 17 млн. рублей. Кировский районный суд г. Ярославля в конечном итоге приговорил его к 12,5 годам строгого режима.
В пресс-службе ФСИН заявили, что факт того, что создателем письма является экс-мэр, не подтвердился.
Тем временем Макарова отправили в ШИЗО. Причиной тому стал отказ заниматься чисткой туалетов на видеокамеру. Как пояснил фонд «Общественный вердикт», в местах не столь отдаленных, среди заключенных существуют негласные тюремные правила. Согласно их сводке, мытье унитазов по принуждению со стороны сотрудников или видеозапись, считается унижением. Исполнение таких действий может лишить уважения среди зеков.
23 августа в распоряжении «Новой газеты» появилось новое видео пыток заключенных сотрудниками ИК-1. Сообщалось, что запись выявлена в ходе проверки Федеральной службы исполнения наказаний. Точное время произошедших на кадрах событий неизвестно, однако у газеты есть предположение, что действие происходило в декабре 2016 года. Как и в прошлый раз, незаконные жестокие деяния зафиксировал переносной видеорегистратор. Помимо сотрудников, принимавших активное участие в пытках Макарова - Мамояна, Бровкина, Ефремова, в объектив попали ранее незамеченные лица. Например, Зиябов, более известный как Сардор, Ладыгин, Минаков, некий Владислав Юрьевич и владелец заснявшего регистратора Скороход. На остальных участниках были надеты балаклавы.
Фрагмент видео длится около пяти минут, однако досмотреть до конца его из-за обилия жестокости сможет не каждый. С первых секунд на видео раздается продолжительный сигнальный звонок, после чего сотрудники учреждения не спеша начинают выстраиваться в параллельные линии вдоль коридора. Носитель снимающей камеры здоровается с коллегой Дмитрием, который надевая перчатки, заявляет, что каждый день идет война. На что собеседник предлагает помочь «воспитать» кого нужно. Далее разговор теряет разборчивость, слышно, что упоминается предложение о переводе в ШИЗО на месяц.
После недлительного разговора один за другим по коридору начинают бежать пятеро заключенных под крики «Бегом!» и удары надзирателей. После первого забега в одну сторону, один из рабочих весело прокомментировал ситуацию словами, что его когда-нибудь уволят.
Удалившись на некоторое время в кабинет, главный фигурант вернулся заверить Алексея, что все камеры выключены, можно наказывать пожестче, однако по окончанию нужно не забыть включить их обратно.
На этом моменте забеги не заканчиваются, заключенных заставляют бежать снова, но в этот раз организаторам не понравилось, как бегут, так называемые ими «суслики» и они сходятся во мнении, что их нужно поторопить. Заключенные получают множественные удары, после чего их заставляют вернуться «на исходную», в тот же момент сотрудники набрасываются на одного из зеков и яростно начинают применять силу. Один из стоящих в другом конце коридора комментирует: «О! Понеслась!».
Скороход дает наводку коллеге крепкого телосложения на несколько лиц, которыми нужно обойтись пожестче. Далее он идет по коридору, обозревая некоторых коллег, один из которых делал разминочные упражнения. Далее из диалога понятно, что ранее один из заключенных пожаловался на сотрудника, а они в свою очередь, решили «применить все как следует».
С четверной минуты начинается самая страшная часть видео. В стороне слышны звуки ударов и крики. Сотрудник обеспокоенно подмечает, что сейчас на одном из заключенных останутся синяки, во избежание этого нужно взять полотенце. Далее организаторы берут простынь и направляются в дальнюю камеру, чтобы намочить простынь. На этом моменте видеосъемка прекращается, самое страшное осталось за кадром.
На данный момент Совет по правам человека при Президенте хочет провести заседание, посвященное теме пыток в тюремных заведениях. В свою очередь Бабуркин заявил, после первого видео, получил только одно обращение от заключенного о применении физической силы, при опросе осужденных был выявлен еще один случай, однако оба обращения были приняты.
В связи с этим следственный комитет возбудил уголовное дело по факту превышения должностных полномочий с применением физического насилия и специальных средств. Также пресс-служба СК заявила, что были установлены личности двух сотрудников ФСИН, ранее привлекаемых к уголовной ответственности. Это дело соединено с делом Макарова.
По мнению правозащитника Олега Новикова, сотрудникам понадобилась тряпка для пыток с водой, которую будут заливать через ткань, чтобы человек начинал захлебываться. Олег напомнил, что на записи пыток Макарова зафиксировано 18 участников, однако суд рассмотрел только 12, что еще с 6 сотрудниками не сообщается. Более того, на допросе некоторые сотрудники заявляли, что съемка была проведена с целью отчетности для начальства, однако неизвестно, допросили его или нет. Статус руководства ярославской исправительной колонии № 1 и областного УФСИН по-прежнему неизвестен.
Сейчас в ФСИН начались поиски человека изъявшего запись и выяснения акта передачи. Не исключается версия, что этим человеком мог оказаться заключенный.