Найти тему
Зодчество

Зачем смерть ухаживает за цветами и для чего ей нужен сад

Картины финского художника-символиста Хуго Симберга «Сад смерти», изображают мрачную потустороннюю сцену в совершенно неожиданном свете.

Сопоставление скелетов (символов ужаса и смерти), а также цветов (символов спокойствия и жизни) явно может смутить зрителя.

Но неужели это произведение искусства приравнивает смерть к счастью?

И почему скелеты так заботятся о странных цветах в саду?

Картина «Сад смерти».  Хуго Симберг, 1896 год.
Картина «Сад смерти». Хуго Симберг, 1896 год.

Мотивы «Сада Смерти» были одной из любимых тем художника.

Существует несколько версий картины, но на всех из них неизменно изображены три скелета в черных одеждах занятых поливом и уходом за различными растениями.

Скелет на переднем плане держит зеленую лейку.

-2

За его спиной другой скелет прижимает к груди букет синих цветов.

Фрагмент фрески «Сад смерти», 1904 год.
Фрагмент фрески «Сад смерти», 1904 год.

На заднем плане третий скелет, изображенный спиной к зрителю, по всей видимости тоже занят какой-то задачей по уходу за садом.

Цветы, изображенные на картине, выглядят весьма странно и явно не являются реально существующими растениями.

Фрагмент фрески «Сад смерти», 1904 год.
Фрагмент фрески «Сад смерти», 1904 год.

Вдалеке изображена тропинка ведущая в сад смерти через зеленый лес.

Принято считать, что экзотические виды растений растут медленно и требуют постоянного ухода, особенно в суровых условиях засухи.

Скелеты с нежностью и заботой занимается растениями, чтобы они хорошо росли и обладали сильными стеблями и листьями, так же как и деревья, приведенные на втором плане изображения.

Одетые в черные плащи скелеты безусловно символизируют смерть, а растения являются человеческими душами ожидающими своей судьбы в чистилище (месте и состоянии, в котором прибывают души нуждающиеся в очищении от совершенных грехов).

-5

Также столь необычный образ смерти с любовью относящейся к растениям, символизирует извечное сосуществование жизни и смерти, напоминая, что смерть является естественным уделом каждого живого организма.

Один из наиболее известных «Садов смерти», созданный Симбергом в 1904 году, украшает стену галереи собора Тампере в Финляндии.

Фреска «Сад смерти» собора Тампере.  Хуго Симберг, 1904 год.
Фреска «Сад смерти» собора Тампере. Хуго Симберг, 1904 год.

Помимо прочего, художник спроектировал шесть из семи витражей собора, а также создал ряд известных произведений искусства и заслужено считается одним из самых прославленных финских символистов.

Следует отметить, что размещение подобного изображения смерти в интерьерах лютеранского собора первоначально подверглось жесткой критике так как противоречило не только иконографическим стандартам, но и традиционным представлениям.

Фрагмент фрески «Сад смерти», 1904 год.
Фрагмент фрески «Сад смерти», 1904 год.

В настоящее время принято считать, что сам образ смерти как друга был создан талантливым художником чтобы смягчить человеческий страх перед неминуемым концом.

Если Вам понравилась статья, ставьте «лайк» и присоединяйтесь к нашему каналу, чтобы не пропустить новые публикации.