Найти тему
92,8K подписчиков

9 навыков, которым нужно научить ребенка до окончания школы. Особенно, если он учится дома

1,1K прочитали

Существует популярное мнение, что ребенок на семейном образовании недополучает социализацию. А значит, автоматически теряет возможность приобрести ряд навыков, которые помогут ему приспособиться к обществу после того, как он школу закончит. Мы не будем сейчас комментировать это мнение, а просто скажем, что да - есть ряд навыков, которым хорошо бы научить до окончания школы не только детей на семейном образовании, но и традиционных школьников. Потому что хоть на 24 часа заприте детей в большом школьном коллективе, автоматически все эти нужные навыки все равно не приобретутся. Помимо собственно перечисления этих навыков мы постарались дать полезные советы о том, как эти навыки прививать и развивать у ребенка.

1|| Навык все делать вовремя, или снова про тайм-менеджмент

В отличие от традиционных школьников у детей на семейном образовании нет строгих учителей, наказывающих двойкой или публичным порицанием за не вовремя выполненное домашнее задание. В школе, хочешь - не хочешь, а количество дедлайнов просто огромно, фактически, несколько в день. А у домашнего ученика их почти нет, разве что аттестации, которые проходят 1-4 раза в год. Ну, может быть, еще сроки сдачи проектов на разных кружках и даты соревнований/квалификаций в спортивных секциях. Это может здорово расслаблять, конечно. Даже если ребенок осознанно перешел в формат самообучения, ему на первых порах нелегко будет контролировать свое время - привычных «пинков» от учителей уже нет. Младшие и средние школьники тем более еще не умеют чувствовать ответственность за свое образование. Но чтобы родителям не превращаться в приложение-напоминалку, навык организованности ребенку нужно помочь развить как можно быстрее.

Существует популярное мнение, что ребенок на семейном образовании недополучает социализацию.

Купите ему настоящий взрослый планировщик, он может выбрать его сам, и научите им пользоваться. У любого семейно-обучающегося ребенка есть свое расписание, даты сдачи тех или иных предметов (хотя бы примерные месяцы), а также занятия в дополнительных секциях и кружках. Заранее можно планировать походы в кино и театры, выставки и семинары, пусть он вносит все мероприятия и встречи в свое расписание. Если вы сторонник цифровизации - пусть это будет планировщик в телефоне. Главное - пусть будет. И помогайте ему дробить долгосрочные задачи (такие как аттестации, творческие работы, научно-исследовательские проекты) на ряд последовательных небольших шагов, выполнение которых вовремя гарантирует ребенку спокойствие и уверенность, и в итоге - без спешки сданный проект или экзамен.

По управлению временем и делами можем порекомендовать полезные статьи:

2|| Навык конспектирования

Не все родители ведут семейное обучение в виде лекций. А даже если и ведут, то не все дети записывают в тетрадь каждое слово родителя. Честно говоря, вообще трудно такое представить, хотя, может быть, для кого-то это реалии жизни. Историю или основы обществознания можно узнавать из интересных видеолекций или от вас во время вечерней прогулки, разбор дробей или падежей может произойти спонтанно, пока вы возвращаетесь с экскурсии или с похода по магазинам. Обучение у детей-семейников, как правило, идет фоном, и этот фон не фиксируется на бумаге. Однако, навык конспектирования даже при наличии отменной памяти не помешал еще ни одному студенту.

Конспектирование это не «повторите, пожалуйста, я еще не все записала». Это один значок или одна буква вместо целого слова, а то и фразы. Это краткая схемка вместо нескольких абзацев текста. Все подряд записывать не надо! Ребенок может придумать собственную систему конспектирования или подсмотреть варианты в книгах по стенографии. Проверьте рынок услуг в вашем городе - вдруг кто-то ведет живые курсы скорописи, стенографии или даже фоностенографии. В крайнем случае всегда можно найти такие в интернете. Вот, например, одна из книг по стенографии, изданных еще в советское время, содержание доступно полностью.

Существует популярное мнение, что ребенок на семейном образовании недополучает социализацию.-2

Конспектирование это не обязательно стенографирование. Конспектировать можно многими методами, и стоит попробовать все, чтобы понять, какой вариант ребенку подходит больше остальных: метод ментальных карт, предложений, опорных сигналов, метод Корнелла, Билла Гейтса или даже Скотта Янга. (Мы еще вернемся к ним в следующих статьях).

Существует популярное мнение, что ребенок на семейном образовании недополучает социализацию.-3

Как практиковать навык конспектирования дома:

  • Если ребенок занимается с онлайн-школой, просматривает видеозаписи уроков и лекций, а также документальные передачи - просите его конспектировать их.
  • Пусть ребенок практикуется в конспектировании параграфов из учебника или глав из научных книг.
  • Поощряйте ребенка делать заметки в то время, как вы читаете ему вслух (если, конечно, это не чтение сказок на ночь)
Существует популярное мнение, что ребенок на семейном образовании недополучает социализацию.-4

3|| Навык письменной коммуникации

Просто незаменим. Будущему студенту наверняка придется вести электронную переписку с преподавателями, научными руководителями, с издательствами и прочими адресатами, в общении с которыми нужен будет исключительно деловой стиль. Приучайте ребенка к грамотному деловому письму уже сейчас. Пусть это будут задания типа «Написать в журнал «Юный ученый» письмо с предложением своей исследовательской работы для публикации», «Написать письмо писателю, чья книга понравилась, и выразить свое мнение о ней», «Написать письмо директору школы с просьбой о переносе аттестации»… Это все примеры, по которым вы сможете понять, в чем слабые места у ребенка сейчас, и работать над ними. Возможно, это грамматика, пунктуация, правильное употребление слов, соответствие стиля письма адресату, этикет электронной почты… Включайте в практику по русскому языку сравнительные и сопоставительные сочинения, деловые, неформальные, разъяснительные письма, описание чего-либо в научном стиле, художественном стиле и т.д.

4|| Навык публичных выступлений

Страх публичных выступлений один из самых распространенных среди взрослых. Конечно, не все его испытывают, для кого-то вообще нет никаких проблем выйти и выступить перед толпой народа хоть без подготовки. Но таких гораздо меньше, чем тех, кто нервничает, если предстоит выступление перед всей аудиторией, защита своего проекта или доклад на конференции.

Существует популярное мнение, что ребенок на семейном образовании недополучает социализацию.-5

Поэтому ораторскому искусству стоит уделять время еще в школе, чтобы получить базовые навыки владения речью, которые непременно пригодятся ему уже в студенчестве. Курсы ораторского мастерства очень распространены, они есть практически в каждом городе. На них учат не только красиво и поставленно говорить без эканий-мэканий, но и следить за языком тела, удерживать внимание слушателей.

5|| Умение самостоятельно представлять свои интересы

Сейчас вы как родитель выступаете в роли адвоката своего ребенка, отстаиваете и защищаете его права и интересы. Но за пределами школы, в колледже или ВУЗе, все будет иначе, защищать свои интересы ему придется уже самостоятельно. Осознавать это хорошо уже сейчас. Скажем, у ребенка дислексия или другое нарушение обучаемости, и, соответственно, ему нужны какие-то дополнительные условия для успешного усвоения материала: например, большее время для подготовки, повторное объяснение материала (потому что дислексики не всегда могут с первого раза понять суть услышанного), снисходительность к грамматике при проверке письменных работ, и даже можно просить для себя распечатки, текст в которых выровнен по левому краю, а не по ширине (некоторым дислексикам трудно читать широкие тексты). Ребенок не должен бояться просить для себя что-то, объяснять, почему что-то он сделать не может, уметь вежливо и ясно выражать свои потребности.

6|| Финансовая грамотность

Финансовые навыки очень важны, не отмахивайтесь. Почему-то в нашем обществе принято пренебрежительно относиться к тому, что умению распоряжаться деньгами нужно учиться. Но ведь деньги это ежедневная и важная часть жизни, поэтому ребенок должен понимать ценность денег, уметь самостоятельно планировать свои расходы, укладываться в отведенный бюджет, понимать, что деньги работают не только как обмен на товары, их можно инвестировать, вкладывать в акции, открывать счета… Не менее важно дать ребенку знания и о том, что такое банковские карты, депозиты, кредиты, каковы подводные камни использования каждого из этих инструментов. Последствия финансовой безграмотности могут быть разрушительны для неподготовленного к самостоятельному обращению с деньгами человеку.

Существует популярное мнение, что ребенок на семейном образовании недополучает социализацию.-6

Сейчас уже начали вводить курсы финансовой грамотности в школах, выпускается множество книг по финансам для детей. Регулярное участие ребенка в обсуждении материальных вопросов в семье тоже не будет лишним. Например, можно вместе планировать список покупок на неделю исходя из бюджета, отведенного на продукты. Можно вместе копить на какую-то большую покупку: откладывать на нее сэкономленные деньги. Рассказывайте детям истории о сверстниках, которые проявили предпринимательские таланты и как заработали свои первые деньги. Тон рассказов не должен быть упрекающим («вот Майкл из Америки в твои годы уже на первую машину заработал, а ты, оболтус, все не хочешь за ум браться»), наоборот, он должен мотивировать, вдохновлять, вселять мысль «и я смогу!».

Из книг, которые хорошо раскрывают тему финансов для подростков (и даже для детей младше подросткового возраста):

7|| Бытовые навыки и навыки безопасного поведения

Ребенок знает, как постирать свои вещи, если нет машинки, как пришить пуговицу, зашить порванное место на одежде, погладить ее? А он умеет читать этикетки? Знает ли принципы здорового питания? Может ли приготовить себе нормальную еду? Умеет ли плавать? Знает ли элементарные правила безопасности в интернете? А правила поведения в случае каких-то экстренных ситуаций: пожара, наводнения, землетрясения и пр.? Умеет ли оказывать первую помощь себе и другим?..

Существует популярное мнение, что ребенок на семейном образовании недополучает социализацию.-7

В школе все эти моменты должны обсуждаться в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». И для семейно-обучающихся детей он тоже стоит в плане аттестации, но только начиная с 8 класса. И знания по этому предмету как раз очень важны именно для жизни, а не просто для оценки.

8|| Способность формировать и поддерживать отношения

Теперь про нее, тревожащую, - социализацию. На самом деле, в современном мире современному ребенку совсем нетрудно обзавестись своим кругом общения. И в школу для приобретения друзей и недругов ходить вовсе необязательно. Разнообразие детей имеется от детской площадки до кружков, секций и школ по интересам, встречи с другими семейно-обучающимися детьми. Не забывайте еще про соседей, детей друзей… В социализации важно не количество индивидуумов, а качество общения с ними, способность формировать и поддерживать отношения. Такие навыки приобретаются не только и даже не столько в школе, сколько в семье. Именно семья, родители, родственники составляют ту модель социума с речевыми и поведенческими схемами, которую и воспринимает ребенок как главную. Если в семье агрессия нормальное дело, то и ребенок будет проявлять агрессию по отношению к окружающим. Неспециально, неосознанно, а просто потому что для папы это естественно. Если мама приветлива и вежлива по отношению ко всем соседям и посторонним, ребенку и в голову не придет кому-то хамить. Школьное общение, безусловно, важный опыт социализации (причем, необязательно положительный), но все же школа не может считаться монополистом на межличностные отношения детей.

Существует популярное мнение, что ребенок на семейном образовании недополучает социализацию.-8

Вместо постоянных сомнений, которые навязываются экспертами по социализации, родителям нужно просто никогда не забывать, что все речевые и поведенческие образцы ребенок списывает преимущественно с них. Следите за своими моделями общения, уважайте окружающих, будьте вежливы, предупредительны, оказывайте помощь, не проходите мимо нуждающихся, не употребляйте в речи оскорбительных слов по отношению к кому-либо, в случае сомнений задавайте вопросы, никогда-никогда-никогда не запугивайте и не высмеивайте кого-либо. Будьте надежными, проявляйте эмпатию, выражайте поддержку, хвалите и подчеркивайте достоинства других людей. Будьте гостеприимными, не забывайте поздравлять с праздниками и важными датами, уважайте религиозные взгляды других людей, не стремитесь навязывать свою точку зрения.

9|| Умение решать конфликты

То, как именно ребенок будет решать конфликты (а он их будет решать, это неизбежно), целиком и полностью ваша ответственность. К сожалению, даже если ребенок приобретает навык решения конфликтных ситуаций в школе, он не всегда, скажем так, правильно закрепляет его. Потому что и учителя зачастую не умеют решать конфликты, а демонстрируют как раз травмирующие детей сценарии. Задумайтесь, как вы обсуждаете спорные вопросы с супругом, с родственниками, с самим ребенком, в конце концов? Если вы авторитарный родитель и ни о каких компромиссах и переговорах с ребенком слышать ничего не хотите, то стоит ли удивляться тому, что его поведение в аналогичной ситуации со сверстниками зеркально вашему? Не приучайте ребенка во всем вам подчиняться, забудьте вот это вот «я тут взрослый, я лучше знаю», потому что такая позиция боком выйдет ребенку вне стен дома: боясь отстаивать свое мнение перед родными людьми, как он посмеет сделать это перед чужими?

Существует популярное мнение, что ребенок на семейном образовании недополучает социализацию.-9

Можно сколько угодно говорить о том, как решать конфликты правильно, но показывая своим примером противоположное, вы не научите ребенка адекватному поведению. Никогда не занимайте, не разобравшись, чью-либо сторону. Конфликт - это всегда несовпадение интересов. Сначала выслушайте обе стороны, спокойно, без эмоций, но с желанием понять. Сохраняя дружелюбность, помогите детям высказать свои чувства (да, они этого зачастую не умеют). Воздержитесь от обвинений, дети и сами внутренне понимают, кто виноват больше, а кто меньше, и тому, кто больше - вовсе не сладко от этого. Лучше предложите вместе обсудить решение конфликта: как сделать так, чтобы никому не было больно и обидно. Научите идти на компромисс. Научите понимать мотивы другой стороны. Научите почувствовать желание извиниться и все исправить… Наступит момент, когда дети больше не придут к вам за помощью, они сами пройдут весь алгоритм, потому что помнят, как вы мудро и спокойно это делали вы.

Разумеется, такой рецепт не работает во всех ситуациях. Но это первое, о чем вы должны думать при антиконфликтном поведении: о себе, о том, как вы выглядите в глазах детей. Если не хватает интуитивной психологии - читайте литературу по конфликтологии. Подростки тоже могут читать ее, а потом вместе с вами обсуждать причины, закономерности развития конфликтных ситуаций и способы их минимизации.

  • Жанна Алибулатова