Найти тему
ПРИВЕТ, РОДИТЕЛЬ!

9 навыков, которым нужно научить ребенка до окончания школы. Особенно, если он учится дома

Оглавление

Существует популярное мнение, что ребенок на семейном образовании недополучает социализацию. А значит, автоматически теряет возможность приобрести ряд навыков, которые помогут ему приспособиться к обществу после того, как он школу закончит. Мы не будем сейчас комментировать это мнение, а просто скажем, что да - есть ряд навыков, которым хорошо бы научить до окончания школы не только детей на семейном образовании, но и традиционных школьников. Потому что хоть на 24 часа заприте детей в большом школьном коллективе, автоматически все эти нужные навыки все равно не приобретутся. Помимо собственно перечисления этих навыков мы постарались дать полезные советы о том, как эти навыки прививать и развивать у ребенка.

1|| Навык все делать вовремя, или снова про тайм-менеджмент

В отличие от традиционных школьников у детей на семейном образовании нет строгих учителей, наказывающих двойкой или публичным порицанием за не вовремя выполненное домашнее задание. В школе, хочешь - не хочешь, а количество дедлайнов просто огромно, фактически, несколько в день. А у домашнего ученика их почти нет, разве что аттестации, которые проходят 1-4 раза в год. Ну, может быть, еще сроки сдачи проектов на разных кружках и даты соревнований/квалификаций в спортивных секциях. Это может здорово расслаблять, конечно. Даже если ребенок осознанно перешел в формат самообучения, ему на первых порах нелегко будет контролировать свое время - привычных «пинков» от учителей уже нет. Младшие и средние школьники тем более еще не умеют чувствовать ответственность за свое образование. Но чтобы родителям не превращаться в приложение-напоминалку, навык организованности ребенку нужно помочь развить как можно быстрее.

Купите ему настоящий взрослый планировщик, он может выбрать его сам, и научите им пользоваться. У любого семейно-обучающегося ребенка есть свое расписание, даты сдачи тех или иных предметов (хотя бы примерные месяцы), а также занятия в дополнительных секциях и кружках. Заранее можно планировать походы в кино и театры, выставки и семинары, пусть он вносит все мероприятия и встречи в свое расписание. Если вы сторонник цифровизации - пусть это будет планировщик в телефоне. Главное - пусть будет. И помогайте ему дробить долгосрочные задачи (такие как аттестации, творческие работы, научно-исследовательские проекты) на ряд последовательных небольших шагов, выполнение которых вовремя гарантирует ребенку спокойствие и уверенность, и в итоге - без спешки сданный проект или экзамен.

По управлению временем и делами можем порекомендовать полезные статьи:

2|| Навык конспектирования

Не все родители ведут семейное обучение в виде лекций. А даже если и ведут, то не все дети записывают в тетрадь каждое слово родителя. Честно говоря, вообще трудно такое представить, хотя, может быть, для кого-то это реалии жизни. Историю или основы обществознания можно узнавать из интересных видеолекций или от вас во время вечерней прогулки, разбор дробей или падежей может произойти спонтанно, пока вы возвращаетесь с экскурсии или с похода по магазинам. Обучение у детей-семейников, как правило, идет фоном, и этот фон не фиксируется на бумаге. Однако, навык конспектирования даже при наличии отменной памяти не помешал еще ни одному студенту.

Конспектирование это не «повторите, пожалуйста, я еще не все записала». Это один значок или одна буква вместо целого слова, а то и фразы. Это краткая схемка вместо нескольких абзацев текста. Все подряд записывать не надо! Ребенок может придумать собственную систему конспектирования или подсмотреть варианты в книгах по стенографии. Проверьте рынок услуг в вашем городе - вдруг кто-то ведет живые курсы скорописи, стенографии или даже фоностенографии. В крайнем случае всегда можно найти такие в интернете. Вот, например, одна из книг по стенографии, изданных еще в советское время, содержание доступно полностью.

-2

Конспектирование это не обязательно стенографирование. Конспектировать можно многими методами, и стоит попробовать все, чтобы понять, какой вариант ребенку подходит больше остальных: метод ментальных карт, предложений, опорных сигналов, метод Корнелла, Билла Гейтса или даже Скотта Янга. (Мы еще вернемся к ним в следующих статьях).

-3

Как практиковать навык конспектирования дома:

  • Если ребенок занимается с онлайн-школой, просматривает видеозаписи уроков и лекций, а также документальные передачи - просите его конспектировать их.
  • Пусть ребенок практикуется в конспектировании параграфов из учебника или глав из научных книг.
  • Поощряйте ребенка делать заметки в то время, как вы читаете ему вслух (если, конечно, это не чтение сказок на ночь)
-4

3|| Навык письменной коммуникации

Просто незаменим. Будущему студенту наверняка придется вести электронную переписку с преподавателями, научными руководителями, с издательствами и прочими адресатами, в общении с которыми нужен будет исключительно деловой стиль. Приучайте ребенка к грамотному деловому письму уже сейчас. Пусть это будут задания типа «Написать в журнал «Юный ученый» письмо с предложением своей исследовательской работы для публикации», «Написать письмо писателю, чья книга понравилась, и выразить свое мнение о ней», «Написать письмо директору школы с просьбой о переносе аттестации»… Это все примеры, по которым вы сможете понять, в чем слабые места у ребенка сейчас, и работать над ними. Возможно, это грамматика, пунктуация, правильное употребление слов, соответствие стиля письма адресату, этикет электронной почты… Включайте в практику по русскому языку сравнительные и сопоставительные сочинения, деловые, неформальные, разъяснительные письма, описание чего-либо в научном стиле, художественном стиле и т.д.

4|| Навык публичных выступлений

Страх публичных выступлений один из самых распространенных среди взрослых. Конечно, не все его испытывают, для кого-то вообще нет никаких проблем выйти и выступить перед толпой народа хоть без подготовки. Но таких гораздо меньше, чем тех, кто нервничает, если предстоит выступление перед всей аудиторией, защита своего проекта или доклад на конференции.

-5

Поэтому ораторскому искусству стоит уделять время еще в школе, чтобы получить базовые навыки владения речью, которые непременно пригодятся ему уже в студенчестве. Курсы ораторского мастерства очень распространены, они есть практически в каждом городе. На них учат не только красиво и поставленно говорить без эканий-мэканий, но и следить за языком тела, удерживать внимание слушателей.

5|| Умение самостоятельно представлять свои интересы

Сейчас вы как родитель выступаете в роли адвоката своего ребенка, отстаиваете и защищаете его права и интересы. Но за пределами школы, в колледже или ВУЗе, все будет иначе, защищать свои интересы ему придется уже самостоятельно. Осознавать это хорошо уже сейчас. Скажем, у ребенка дислексия или другое нарушение обучаемости, и, соответственно, ему нужны какие-то дополнительные условия для успешного усвоения материала: например, большее время для подготовки, повторное объяснение материала (потому что дислексики не всегда могут с первого раза понять суть услышанного), снисходительность к грамматике при проверке письменных работ, и даже можно просить для себя распечатки, текст в которых выровнен по левому краю, а не по ширине (некоторым дислексикам трудно читать широкие тексты). Ребенок не должен бояться просить для себя что-то, объяснять, почему что-то он сделать не может, уметь вежливо и ясно выражать свои потребности.

6|| Финансовая грамотность

Финансовые навыки очень важны, не отмахивайтесь. Почему-то в нашем обществе принято пренебрежительно относиться к тому, что умению распоряжаться деньгами нужно учиться. Но ведь деньги это ежедневная и важная часть жизни, поэтому ребенок должен понимать ценность денег, уметь самостоятельно планировать свои расходы, укладываться в отведенный бюджет, понимать, что деньги работают не только как обмен на товары, их можно инвестировать, вкладывать в акции, открывать счета… Не менее важно дать ребенку знания и о том, что такое банковские карты, депозиты, кредиты, каковы подводные камни использования каждого из этих инструментов. Последствия финансовой безграмотности могут быть разрушительны для неподготовленного к самостоятельному обращению с деньгами человеку.

-6

Сейчас уже начали вводить курсы финансовой грамотности в школах, выпускается множество книг по финансам для детей. Регулярное участие ребенка в обсуждении материальных вопросов в семье тоже не будет лишним. Например, можно вместе планировать список покупок на неделю исходя из бюджета, отведенного на продукты. Можно вместе копить на какую-то большую покупку: откладывать на нее сэкономленные деньги. Рассказывайте детям истории о сверстниках, которые проявили предпринимательские таланты и как заработали свои первые деньги. Тон рассказов не должен быть упрекающим («вот Майкл из Америки в твои годы уже на первую машину заработал, а ты, оболтус, все не хочешь за ум браться»), наоборот, он должен мотивировать, вдохновлять, вселять мысль «и я смогу!».

Из книг, которые хорошо раскрывают тему финансов для подростков (и даже для детей младше подросткового возраста):

7|| Бытовые навыки и навыки безопасного поведения

Ребенок знает, как постирать свои вещи, если нет машинки, как пришить пуговицу, зашить порванное место на одежде, погладить ее? А он умеет читать этикетки? Знает ли принципы здорового питания? Может ли приготовить себе нормальную еду? Умеет ли плавать? Знает ли элементарные правила безопасности в интернете? А правила поведения в случае каких-то экстренных ситуаций: пожара, наводнения, землетрясения и пр.? Умеет ли оказывать первую помощь себе и другим?..

-7

В школе все эти моменты должны обсуждаться в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». И для семейно-обучающихся детей он тоже стоит в плане аттестации, но только начиная с 8 класса. И знания по этому предмету как раз очень важны именно для жизни, а не просто для оценки.

8|| Способность формировать и поддерживать отношения

Теперь про нее, тревожащую, - социализацию. На самом деле, в современном мире современному ребенку совсем нетрудно обзавестись своим кругом общения. И в школу для приобретения друзей и недругов ходить вовсе необязательно. Разнообразие детей имеется от детской площадки до кружков, секций и школ по интересам, встречи с другими семейно-обучающимися детьми. Не забывайте еще про соседей, детей друзей… В социализации важно не количество индивидуумов, а качество общения с ними, способность формировать и поддерживать отношения. Такие навыки приобретаются не только и даже не столько в школе, сколько в семье. Именно семья, родители, родственники составляют ту модель социума с речевыми и поведенческими схемами, которую и воспринимает ребенок как главную. Если в семье агрессия нормальное дело, то и ребенок будет проявлять агрессию по отношению к окружающим. Неспециально, неосознанно, а просто потому что для папы это естественно. Если мама приветлива и вежлива по отношению ко всем соседям и посторонним, ребенку и в голову не придет кому-то хамить. Школьное общение, безусловно, важный опыт социализации (причем, необязательно положительный), но все же школа не может считаться монополистом на межличностные отношения детей.

-8

Вместо постоянных сомнений, которые навязываются экспертами по социализации, родителям нужно просто никогда не забывать, что все речевые и поведенческие образцы ребенок списывает преимущественно с них. Следите за своими моделями общения, уважайте окружающих, будьте вежливы, предупредительны, оказывайте помощь, не проходите мимо нуждающихся, не употребляйте в речи оскорбительных слов по отношению к кому-либо, в случае сомнений задавайте вопросы, никогда-никогда-никогда не запугивайте и не высмеивайте кого-либо. Будьте надежными, проявляйте эмпатию, выражайте поддержку, хвалите и подчеркивайте достоинства других людей. Будьте гостеприимными, не забывайте поздравлять с праздниками и важными датами, уважайте религиозные взгляды других людей, не стремитесь навязывать свою точку зрения.

9|| Умение решать конфликты

То, как именно ребенок будет решать конфликты (а он их будет решать, это неизбежно), целиком и полностью ваша ответственность. К сожалению, даже если ребенок приобретает навык решения конфликтных ситуаций в школе, он не всегда, скажем так, правильно закрепляет его. Потому что и учителя зачастую не умеют решать конфликты, а демонстрируют как раз травмирующие детей сценарии. Задумайтесь, как вы обсуждаете спорные вопросы с супругом, с родственниками, с самим ребенком, в конце концов? Если вы авторитарный родитель и ни о каких компромиссах и переговорах с ребенком слышать ничего не хотите, то стоит ли удивляться тому, что его поведение в аналогичной ситуации со сверстниками зеркально вашему? Не приучайте ребенка во всем вам подчиняться, забудьте вот это вот «я тут взрослый, я лучше знаю», потому что такая позиция боком выйдет ребенку вне стен дома: боясь отстаивать свое мнение перед родными людьми, как он посмеет сделать это перед чужими?

-9

Можно сколько угодно говорить о том, как решать конфликты правильно, но показывая своим примером противоположное, вы не научите ребенка адекватному поведению. Никогда не занимайте, не разобравшись, чью-либо сторону. Конфликт - это всегда несовпадение интересов. Сначала выслушайте обе стороны, спокойно, без эмоций, но с желанием понять. Сохраняя дружелюбность, помогите детям высказать свои чувства (да, они этого зачастую не умеют). Воздержитесь от обвинений, дети и сами внутренне понимают, кто виноват больше, а кто меньше, и тому, кто больше - вовсе не сладко от этого. Лучше предложите вместе обсудить решение конфликта: как сделать так, чтобы никому не было больно и обидно. Научите идти на компромисс. Научите понимать мотивы другой стороны. Научите почувствовать желание извиниться и все исправить… Наступит момент, когда дети больше не придут к вам за помощью, они сами пройдут весь алгоритм, потому что помнят, как вы мудро и спокойно это делали вы.

Разумеется, такой рецепт не работает во всех ситуациях. Но это первое, о чем вы должны думать при антиконфликтном поведении: о себе, о том, как вы выглядите в глазах детей. Если не хватает интуитивной психологии - читайте литературу по конфликтологии. Подростки тоже могут читать ее, а потом вместе с вами обсуждать причины, закономерности развития конфликтных ситуаций и способы их минимизации.

  • Жанна Алибулатова