Найти тему
newstework.tv

ВОПРОС С ЦИК МОЖЕТ ОСТАТЬСЯ НЕРЕШЕННЫМ ДО ВЫБОРОВ

Такая же судьба может ожидать и Избирательный кодекс

Верховная Рада Украины на следующей парламентской сессии может так и не найти компромисс по вопросу нового состава Центральной избирательной комиссии.

Об этом говорится в материале РБК-Украина "Конец каникул: чем займется Верховная рада на осенней сессии".

Так, член фракции БПП Иван Винник сомневается, что парламент сможет перезагрузить состав Центризбиркома.

"Фактически мы уже находимся в предвыборном процессе. Традиционно ЦИК как орган, который признает лица избранными на должность народных депутатов либо президента, не может быть предметом политических дискуссий накануне такого важного политического процесса", - сказал депутат.

Винник считает, что обновлять ЦИК нужно было с 2015 года.

"Тогда окно возможностей было открыто, но сейчас оно закрыто", - отметил он.

У экс-главы Комитета избирателей Украины, народного депутата Игоря Попова тоже нет уверенности, что осенью парламент сможет проголосовать за новый состав ЦИК. Он прогнозирует, что после длительных дискуссий ситуация не изменится. По его мнению, состав ЦИК сейчас рассматривают исключительно по политическим соображениям, исходя из того "кого именно из кандидатов в президенты новый или старый состав Комиссии сможет дальше защищать".

"Буква закона и логика показывают, что новый Центризбирком нужно формировать по квотам в соответствии с количеством депутатов действующих фракций. Но ведь ЦИК формируется на семь лет вперед, и рейтинги политических партий, очевидно, не отвечают размеру нынешних фракций", - отметил Попов.

Нардеп Винник считает, что значение Центризбиркома несколько преувеличено в части обеспечения необходимого результата отдельным политическим силам.

"На самом деле, если фальсификации случаются на выборах, они случаются не на уровне Центральной избирательной комиссии, а на уровне участковых или окружных избирательных комиссий. А ЦИК, собственно, констатирует информацию, доставленную на бумажных носителях непосредственно с районов", - подчеркнул народный депутат.

Что касается Избирательного Кодекса, то тут прогнозы парламентариев также не радужны.

"Дискуссии об Избирательном кодексе – это для того, чтобы отвлекать внимание общества от того, что не будет избирательной реформы, и что избирательная система не будет изменена", - считает Игорь Попов.

Кроме того, по словам Попова, рабочая группа по подготовке проекта ко второму чтению рассмотрела только около тысячи поправок из 4,5 тысяч. Чтобы завершить эту работу, по мнению нардепа, нужно еще 30-35 заседаний.

"К наиболее интересным вопросам, а именно к избирательной системе парламента, рабочая группа еще так и не дошла, а там будет больше всего дискуссий. И на сегодняшний день нет политического большинства, которое хотело бы изменить избирательную систему в парламент. Этот вопрос является ключевым", - сказал Попов.

В то же время Попов считает, что принятый в первом чтении Избирательный кодекс не является идеальным, поскольку опирается на старую административно-территориальную систему и не отвечает нынешним реалиям в части местных выборов.

Иван Винник говорит, что все соглашаются с тем, что избирательное законодательство стоит менять, но общего решения, как это делать, во фракциях нет.

"Например, "Батькивщина" предлагает двухэтапную избирательную систему в парламент, а в законопроекте, который сейчас находится на втором чтении, никаких намеков на двухэтапность выборов в парламент нет. Поэтому, опять-таки, даже, если эти идеи имеют право на жизнь, они требуют повторного внесения соответствующих законопроектов, а не голосование того, что находится сейчас в Верховной раде", - отметил депутат.

Напомним, что Избирательный кодекс в первом чтении ВР приняла еще в прошлом ноябре, а сейчас его подготовкой второму чтению занимается рабочая группа, созданная на базе комитета по вопросам правовой политики и правосудия. Проект документа предусматривает замену смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы на пропорциональную с открытыми списками. В соответствии с проектом Кодекса, выборы должны будут проходить в 27 избирательных округах, в каждом из которых партии будут формировать свои списки кандидатов. Избиратель сможет голосовать за конкретную партию и выбрать одного из кандидатов. От количества голосов в поддержку того или иного кандидата будет зависеть его место в избирательном списке. Проект кодекса также предусматривает снижение проходного барьера в парламент с 5% до 4%.