13 cентября в Москве выступит Джимми Тенор – один из самых интересных современных композиторов Европы. В преддверии концерта мы поговорили с электронщиком о его любимых исполнителях, поездах и электронной музыке. В Москве Джими представит свой фанковый альбом «Order Of Nothingness», который для многих станет приятным дополнением к путешествию. Диск получился воздушным.
Текст: Борис Даль
В какой момент своей жизни ты заинтересовался джазом?
Когда я был подростком, то больше увлекался рок- и поп-музыкой. Слушал много финского панк-рока и американского андеграунда – Ричарда Хелла, Television, Talking Heads. Я играл на саксофоне, в какой-то момент мне захотелось послушать других исполнителей, а джаз — самый очевидный стиль музыки для их поиска. Я начал слушать Фела Кути и Джеймса Уайта — ни один из которых, в общем-то, джаз не играл.
Позднее, когда мне было 20 с чем-то лет, я открыл для себя Sun Ra, и это изменило мою жизнь. Через него я обнаружил других исполнителей — например, Фэроу Сандерса, через которого я, в свою очередь, пришел к Лонни Листону Смиту и Джону Колтрейну.
Какая музыка тебя вдохновляет больше всего сейчас?
В последнее время я слушаю много африканской музыки и электроники. Я руковожу небольшим фестивалем под названием «Kontula Electronic», и благодаря этому, я постоянно окружен электронной музыкой. Я много занимался ею в девяностые, но в нулевых я больше обратился к акустическим формам. Наедине с самим собой я обычно слушаю хиппи-джаз или что-нибудь высокохудожественное вроде Оливье Мессиана.
Как ты настраиваешь себя на творчество?
Кофе отлично работает. Я люблю писать по утрам, после кофе. Для того, чтобы писать, мне нужна тишина. Если я слышу музыку вокруг, это может быть проблемой. С другой стороны, сходить в ночной клуб тоже может быть иногда полезно в плане идей. Часто идеи приходят во время прогулок в лесу. Когда не о чем особенно думать, появляется место для чего-то нового.
Ты постоянно в туре? Это как-то повлияло на твой музыкальный вкус?
Мне бы хотелось гастролировать постоянно, но это не так. Но да, возможность услышать музыку в самых разных местах сильно меня изменила. Моя жизнь в Нью-Йорке сильно повлияла на меня. Я жил в латиноамериканском районе и мне очень нравилась та атмосфера. Я не то что бы эксперт в латиноамериканской музыке, и мне в основном нравятся старые вещи вроде «Мамбо Тито» Тито Пуэнте. Пуэнте вообще один из моих самых любимых композиторов для биг-бэнда, я очень люблю его аранжировки.
Доводилось кататься на поездах?
Да, конечно. Много ездил на поездах в России совсем недавно. В Нижний Новгород, Краснодар, из Москвы в Санкт-Петербург. Мне очень понравилось! Раньше был очень славный российский поезд из Санкт-Петербурга в Хельсинки. Он был очень олдскульный, и там работал крутой повар. Сейчас его заменили новым скоростным поездом. Старый мне нравился больше, хоть он был и медленнее.
Что для тебя идеальная музыка в дороге?
Есть два трека, которые я чаще всего слушаю у себя в машине: «Astral Travelling» Фэроу Сандерса и «Love in Outer Space» Sun Ra.
Как выглядит твоя коллекция альбомов? Это в основном винил?
Нет, у меня есть как винил, так и CD. Не могу назвать себя коллекционером. Вся моя коллекция поместится на пару полок. Я потерял некоторую часть пластинок пока переезжал из одной страны в другую. Какую-то их часть забрала моя бывшая девушка. Сейчас я много слушаю музыки в интернете. В музыке я разбираюсь, так что найти то, что я ищу, мне довольно просто.
Как электронная музыка изменилась за последние пару десятилетий? Вы все еще находите в ней место для себя?
Ну, оборудование кардинально изменилось. Теперь у меня на телефоне очень неплохой секвенсер. Сейчас можно найти множество портативных драм-машин и других штук, которые в противном случае было бы очень неудобно провозить в самолетах. В последнее время появилось огромное количество модульных синтезаторов, и это классно. В то же время, то, что это модульный синт, совершенно не гарантирует, что из этого получится интересная музыка.
Иногда людям лучше купить драм-машину, чем создавать звук ударных с помощью модульного сетапа. Сейчас мне ближе экспериментальная электроника, может быть, когда-нибудь я запишу альбом с чем-то таким. Я использую электронные инструменты вместе с барабанной установкой — мне нравится электронику с живыми инструментами.
Как ты относишься к влиянию интернета на музыкальную индустрию?
Если бы была справедливая система, по которой исполнители получали бы деньги за каждое прослушивание их песен, эта система была бы отличной. Но сейчас это не так. Я знаю, что мою музыка каждый месяц прослушивается по всему миру, но денег я не вижу. И это влияет на продажи с физических носителей. Если ты записываешь музыку, но не выступаешь, ты обречен. К счастью, я играю концерты.
Теряется ли что-то из-за того, как сейчас слушают музыку?
Что-то определенно теряется, но далеко не все. Мне сложно говорить — в моей молодости пластинки были главным форматом, не было ни интернета, ни смартфонов. Но если так рассуждать, то можно сказать и о том, что 150 лет назад и пластинок не было. Были ли музыка лучше в те времена? Лучше ли ее тогда понимали? Не уверен. Просто все было по-другому. Сейчас я в основном случаю современную музыку, поэтому я думаю, что всякая музыка — это отражение своего времени. Так и должно быть.
Проблема классической музыки или консервативного джаза заключается в том, что они далеко не всегда отражают свое время. А вот поп-музыка делает это всегда – какой бы пошлой или глупой она бы ни была. Концерты японского вокалойда могут быть чем-то крайне странным и безвкусным, но это явно отражение той эпохи.
Что насчет живых выступлений? Ты чувствуешь, что что-то изменилось?
Нет, мне всегда нравилось выступать. Если было бы возможно, я бы играл концерты постоянно. Но так не получается — и может быть, это к лучшему, потому что я провожу некоторое время дома, и именно там я пишу лучше всего. В турах я писать не могу. Это совсем не отпуск, а тяжелая работа. Иногда расписание поездок просто безумное.
Как считаешь, сегодня тексты играют меньшую роль, чем раньше?
Вот уж не знаю. Это зависит от жанра. В топ-чартах всегда висели глупые поп-песни, в этом плане ничего не изменилось. В шестидесятые было много популярной инструментальной музыки. И мне, конечно, хотелось бы, чтобы это вернулось, потому что музыка — это все-таки международный язык.
Чему ты до сих пор учишься?
Работать с еще большим количеством инструментов. Это бесконечный процесс. Сейчас я знаю, как писать музыку для биг-бендов, если говорить про мою музыку. Но мне очень хотелось бы научиться писать для оркестров. Сейчас мне кажется, что это слишком сложно для меня. Я слишком занят концертами и работой с электронной музыкой, чтобы выкроить для этого время. Невозможно успевать все.
Какой совет ты можешь дать начинающим композиторам?
Я бы посоветовал пытаться сделать что-то без однообразного бита. Мне кажется, биты нынче слишком громкие. Попробуйте сделать что-то без них, и добавить их после, если это необходимо. Я думаю, очень полезно оставлять какие-то пробелы в музыке, чтобы разум мог путешествовать туда, куда не может попасть тело.
Джими Тенор
Концерт музыканта с программой нового альбома Order of Nothingness состоится 13 сентября в московском клубе «16 тонн».