Обычно мне задают вопрос: “Если Бог создал природу целесообразной, то почему он не создал меня бессмертным или хотя бы крылатым?”
Все естественное является более совершенным, чем искусственное, ибо все естественное создано абсолютно совершенным Богом, а все искусственное создано человеком, который не может быть столь совершенным, как Бог.
Однако это вовсе не означает, что Бог якобы не оставил для человека никакого поля для творческой деятельности. Напротив, Бог счел целесообразным оставить в природе “слабые” звенья для того, чтобы человек мог упражняться на них и совершенствоваться. Без такого рода “слабых”, но целесообразных звеньев совершенство природы нельзя было бы считать достаточным.
Родители любят своих детей. Но это вовсе не означает, что родители должны делать за детей все. Например, если мать будет таскать своего ребенка всегда на своих плечах, то ребенок никогда не научится ходить. Тем самым такого рода “любящая” мамаша нанесет своему ребенку колоссальный вред. Родители должны способствовать развитию детей, а не делать за них все.
Совершенно аналогично, Бог любит нас. Но это вовсе не означает, что он должен делать за нас все. Если Бог сотворил нас и сделал для нас так много, то мы тоже должны сделать для себя хотя бы что-нибудь. Богу угодно наше развитие, а не наше “тунеядство”.
Например, Бог мог сотворить нас крылатыми, но не сделал этого. И обыватель усматривает в этом несовершенство человека и творческой деятельности Бога. Однако все обстоит как раз наоборот.
Правда то, что Бог не снабдил человека крыльями. Но он создал птиц крылатых, глядя на которых человек сотворил самолеты и космические корабли, которые способны летать не только над землей, но и в космосе,
Если бы Бог снабдил человека крыльями, то он не стал бы изобретать летательные аппараты и был бы ничем не лучше, чем обычные птицы. Более того крылья мешали бы ему заниматься какими – либо другими делами.
В этом суть совершенства “несовершенных” звеньев природы. Другой пример. Бог мог сотворить нас способными жить и дышать в воде, но не сделал этого. И обыватель усматривает в этом несовершенство человека и творческой деятельности Бога. Однако все обстоит как раз наоборот.
Правда то, что Бог не снабдил нас жабрами и способностью дышать в воде. Но он создал рыб морских, глядя на которых человек сотворил подводные корабли, способные плавать на любой глубине. Если бы Бог снабдил человека жабрами, то он не стал бы изобретать подводные корабли и был бы ничем не лучше обычных рыб.
Более того, жабры усложнили бы организм человека настолько, что он оказался бы неспособным к творческой деятельности на земле. В этом суть целесообразного совершенства “несовершенных” звеньев природы. Боль и даже уязвимость организма также целесообразны, если бы организм был неуязвимым, то человек не смог бы развивать в себе осторожность и предусмотрительность.
Если бы уязвимость организма не компенсировалась неуязвимой душой, то она не могла бы быть целесообразной. Если бы не было боли, то человек не знал бы о болезни своего органа и не принял соответствующих мер.
***