ЖИВ!
Жанр: hip hop
Лучшие песни: Lucky You, Normal, Stepping Stone, Not Alike
Похожее: Eminem
Все мы любим приятные сюрпризы. На эффекте неожиданности может неплохо поднять собственные акции даритель. А если ещё и презент оказывается таким, что от него хочется визжать как малолетняя девчонка, то всё – день (неделя, месяц, год – нужное подчеркнуть) одаряемого совершенно точно удался. Когда один из самых значимых музыкантов современности неожиданно выпускает альбом – это, согласитесь, большое событие не только для преданных фанатов артиста, но и для рядовых меломанов. В последний летний день именно такой подарок преподнёс любителям музыки Маршалл Брюс Мэтерс III, более известный как Эминем.
Все последние пластинки рэпера, начиная с наркотического «Relapse», при в целом не самой плохой прессе неизменно вызывали чувство отторжения у большей части его поклонников. И дело тут не только в том, что публика ждала от исполнителя повторения предыдущего материала, желая тем самым вернуться в «дни юности прекрасной».
У значительной части слушателей создавалось стойкое ощущение, что музыкант продолжает заниматься музыкой на автомате, сочиняя сложноустроенные по своей конструкции треки, за которыми не чувствовалось души. Именно треки, а не песни. Возможно, Маршалл банально исписался. Вероятно, из его жизни исчез необходимый раздражитель, который помогал ему писать действительно хорошие композиции (вспомним присказку о том, что «поэт должен быть голодным»). Попытка вернуть доверие фанатов была предпринята на «The Marshall Mathers LP 2», вышедшем в 2013 году. Но даже сиквел самого главного альбома в карьере американца не сумел изменить положение дел – реноме рэпера продолжило уверенное пике.
Внезапно вышедший десятый юбилейный диск исполнителя стал одновременно ответом на критику предыдущего альбома Эминема «Revival» и работой, на сегодняшний день суммирующей все его умения.На этот раз мультиплатиновый артист больше концентрируется на собственной персоне, нежели на политических темах (хотя хватает тут и этого), выпуская на волю Слима Шэйди и создавая напряжённые, драматические истории. Не зря обложка «Kamikaze» отсылает нас к классической провокационной работе Beastie Boys «Licensed to Ill» (дизайнеры Эминема постарались на славу, а особо наблюдательные люди заметят тонкую иронию – стоит только присмотреться к картинке повнимательнее).
Лонгплей не только включает в себя песни, которые вполне органично звучали бы в нулевых, и композиции, способные дать фору некоторым современным хитам, но и удивляет разнообразием, выдерживая при этом единую линию повествования. Тональность, с которой Эминем ведёт свой рассказ, меняется, но он не позволяет себе ни разу отступить в сторону (возможно, чуть проседает концовка пластинки с не самыми убедительными «Nice Guy» и «Good Guy»). «Kamikaze» полностью отказывается от жидкого бульона из поп-звёзд и тухлых насмешек над сильными мира сего. Теперь уж если рэпер шутит, то вам почти наверняка будет смешно, если угрожает, вы мгновенно забьётесь в угол, а если разукрашивает альбом печальной историей, пустите слезу.
Игра слов (зачастую непереводимая на русский язык), злость и агрессия, зубодробительный флоу и более взвешенная «трезвая» позиция – на пластинке мы видим Эминема в своей лучшей за последние годы форме. Уже в первой песне – в пульсирующим «The Ringer» с сэмплом, словно бы подрезанном у «Enigma» – рэпер недвусмысленно заявляет о том, что «изнасилует алфавит», и это совсем не кажется пустой бравадой.
Так и есть, уже следующий за первым треком «Greatest» – крикливый, изобретательный, едва не лопающийся от неймдроппинга, выполненный на высшем уровне репрезент. Автор не только на словах заявляет о том, что не утратил себя прежнего («I'm turning back to a madman, can't take / Anymore but I try to get away from the anger and rage»), но и демонстрирует это на деле: абсолютно сумасшедшая читка сдобрена тут хуком, который звучит так, будто был написан в 2006-м. Энергичная электрогитара обыгрывает основной рифф из «HUMBLE.» Кендрика Ламара, а негромко завывающие сирены как нельзя лучше обрамляют отличные панчи: «Bars are like bullets when I spit them schemes / That's why I call the motherfuckers M-16's». В треке Эминем отдаёт дань уважения обладателю Пулитцеровской премии и автору одного из лучших хип-хоп альбомов прошлого года, напрямую цитируя его, а также делает заявление о том, что прошлогодний альбом не был настолько плох: «Revival didn't go viral! / Denaun and Royce tell me that I should take the high road». Впрочем, по первое число достаётся многим рэперам новой волны (Lil Yachty, Lil Xan, Lil Pump, Tyler, The Creator) да и всему мамбл-рэпу в целом (в «Lucky You» Эминем говорит: «Hatata batata, why don't we make a bunch of fuckin' / Songs about nothin' and mumble!»)
В одном из самых сильных номеров альбома «Normal», повествующим об идеальных с точки зрения исполнителя отношениях с женщиной, Маршалл словно бы пародирует Дрейка, а уже в «Kamikaze» делает «изящный реверанс» в сторону канадца: «Put me on a track, I go cray on it like a color book / You got some views, but you're still below me / Mine are higher, so when you compare our views, you get overlooked / And I don't say the hook unless I wrote the hook».
В исповедальной и проникновенной «Stepping Stone» рассуждает о дружбе и о том, как часто работа становится преградой на пути к личному счастью. В совместном с Joyner Lucas – одним из самых многообещающих рэперов-новичков, почему-то до сих пор известному лишь узкому кругу ценителей жанра – «Lucky You» Эминем задаётся вопросом почти философского значения («They're askin' me «What the fuck happened to hip-hop?» / I said «I don't have any answers»), по ходу дела несколько раз меняет флоу и настроение песни. Сам же трек выполнен в соответствии со всеми современными трендами и запросто мог бы оказаться на любом альбоме Young Thug или Travis Scott.
Стилизация под новую школу продолжается в заводном «Not Alike», первый куплет в котором исполнил близкий друг рэпера Royce da 5'9". В начале своей партии Эминем очень смешно пародирует Migos, а затем под напоминающий «Look Alive» Дрейка бит сардонически высмеивает всех любителей автотюна и артистов, создающих кичливый и китчевый продукт.
Всего за пару дней новая пластинка хип-хоп исполнителя уже успела восхитить Леброна Джеймса, возглавить чарты во многих странах мира и разлететься на цитаты. А несколько журналистов на просторах рунета умудрились и вовсе заметить подколку от Эминема в адрес… Оксимирона. Впрочем, соавтор самого громкого русского сайфера-2018 уже успел опровергнуть эти домыслы, назвав заявления акул пера типичным проявлением «уровня провинциального долбо**изма(дибилизма)». И уж точно нет никакого дела до таких жёлтых сплетен главному виновнику торжества.
В своём десятом полноформатном релизе Эминем зло и с присущим только ему одному тошнотворным изыском издевается над героями сегодняшней сцены, размышляет о том, куда движется хип-хоп (из уст мужчины средних лет это звучит немного пафосно и жалостливо, но тема раскрыта чуть более, чем полностью), грязно шутит о Харви Вайнштейне и репортёрах, гострайтерах и коллегах по цеху, ставит жирную точку в истории D-12, поёт, без излишней многозначительности предаётся ностальгии и украдкой заглядывает в будущее.
Отличная с точки зрения текстового наполнения пластинка не стала сборником серых треков-тараторок на один день, как это было почти со всеми последними альбомами Маршалла. Её музыкальное содержание оказалось чуть более интересным, ходы, над которыми поработали создатели (исполнительным продюсером «Kamikaze» выступил сам Dr. Dre) – чуть более выверенными, а вместо никому не интересных хитроумных песенных конструкций списанного чемпиона – накаченного, впечатляющего своими формами, но выдохшегося и не поспевающего за ударами новичков-оппонентов, – мы получили новое воплощение старого доброго Эминема – спортсмена, по-прежнему одним своим видом вызывающего женские вздохи и подтянувшего свой ментальный и моральный уровни.
Некоторые песни на «Kamikaze» по-настоящему трогают сердце, очаровывают и воодушевляют. Это хорошее и достойное произведение опытного музыканта, умело пользующегося своими сильными сторонами и практически заставляющего слушателя позабыть о слабых; альбом, который может понравиться как олдфагам, так и тинэйджерам. Когда такое удаётся сорокапятилетнему музыканту, то это стоит признать однозначным успехом.
Лейбл: Aftermath Entertainment, Interscope, Shady
Дата выхода: 31 августа, 2018 г
Автор рецензии: Геннадий Гусев