В этих тихих водах кораблей не видели со времен строительства белокаменных храмов. Но вот прошли сотни лет, и судоходство на реке Каменка в Суздале возобновили. Сейчас речной трамвайчик “Колибри” катает туристов, чтобы те смогли вдоволь налюбоваться творениями древних зодчих. В необычное плавание мы отправились с создателем судна Алексеем Полтевым.
- Как у вас родилась такая идея?
“Приехал в этот город на экскурсию. Понравились и архитектура, и Каменка. Ее тогда как раз чистили. А таких же туристов, как я, было много - пока сидел в кафе и ждал заказ, мимо по улице прошли сотни людей. Пусть Суздаль и маленький, но обойдешь его весь и устанешь, уже не до красот. А по реке прокатиться жарким летним днем, расслабиться и послушать гида - удовольствие. Тогда-то я и понял, что здесь не хватает речного трамвайчика. И поэтому решил разработать его конкретно под Каменку, учитывая все ее особенности. Я ведь окончил Горьковский институт инженеров водного транспорта. Нас учили и строить суда, и ремонтировать прямо на воде, и управлять ими. Я плавал по Волге, да и другим водоемам. Необходимые знания у меня есть. За год все рассчитал, сделал чертежи. Потом утвердил проект в Регистре РФ, одобрения пришлось ждать еще год. Сотрудники ведь проверяли каждый расчет и каждый из десятка чертежей. Но судно получило право называться профессиональным, предназначенным для перевозки пассажиров. Ну а затем было строительство”.
- Дорогое удовольствие - создать собственный речной трамвайчик?
“Если бы его сделали на специализированном предприятии, он бы стоил около 31 миллиона рублей. Мне удалось серьезно сократить расходы - палубу и верхнюю часть судна собирал сам. Например, вот эти окна в павильоне - обычные, сделанные на заказ стеклопакеты. Но наиболее ответственные работы, строительство корпуса, выполнили на заводе. Все ГОСТы и требования соблюдали - по-другому на воде нельзя, ведь речь идет о безопасности людей. Я закупал сталь нужной марки, с обязательными клеймами. Нашел в родной Шуе предприятие, где смогли бы сварить из этого металла 3 корпуса. Каждый из них разделен на 9 частей, плюс два трюма сзади и еще один отдельный отсек, впереди две “бочки” - всего 32 отделенные друг от друга части. Причем 27 из них запаяны и снабжены индикаторами. Если случится протечка, они укажут, где проблема. Даже если по трамвайчику дать очередь из крупнокалиберного пулемета, он останется на плаву. Все выверено! Да что говорить: даже светильники и якорь имеют сертификаты и серийные номера”.
- А насколько сама река безопасна?
“Больших волн здесь не бывает, только ветер порой задувает довольно сильный. Но это мелочи, тут столкнуться можно только с бобром или уткой. Первые к трамвайчику не подплывают, но и не боятся. И порой доставляют проблемы - валят деревья в воду. Одно из них недавно перегородило нам “дорогу”, пришлось останавливать экскурсии и убирать с пути поваленный ствол в сторону. А утки привыкли, что их кормят туристы. Поэтому строятся клином и буквально идут на таран. Приходится чуть ли не останавливать судно, чтобы никого из пернатых не задавить”.
- Кстати, о птичках. Почему у трамвайчика такое экзотическое название - “Колибри”?
“В Госреестре десятки тысяч судов. И у каждого должно быть свое, уникальное название. Поэтому пришлось поломать голову: а как бы назвать свой корабль, чтобы не было повторов в духе “Сокол 1”, “Сокол 110”? И как-то присмотрелся к судну: маленькое, всего 12 метров в длину, 4 в высоту, с веселой желтой окраской. Ну как есть маленькая пичуга колибри. Предложил такое название в Госреестре. Там проверили по базе, оказалось, больше таких имен не давали. Вот так и появилась в Суздале “Колибри”.
- А как у вас проводится экскурсия?
“Создать аудиогид помогли местные краеведы и актеры. Они сначала подготовили материал, затем прокатились на трамвайчике и выверили экскурсию строго по времени. Так, чтобы за 45 минут люди узнавали о Суздале все самое важное и интересное. Прогулка начинается от причала у Музея деревянного зодчества. Вначале смотрим с реки на Кремль и слушаем рассказ о белокаменном зодчестве.
Затем любуемся живописными церквями: Ильинской, Успенской, Пятницкой, Входоиерусалимской. А далее открывается прекрасный вид на Торговые ряды. Потом снова церкви: Крестоникольская и Рождества Иоанна Предтечи. Далее видим Кремлевский и Ильинский луга. Заканчивается экскурсия у стен Спасо-Евфимиева и Покровского монастырей.
То есть все “визитные карточки” города как на ладони. И когда проплываем мимо достопримечательности, аудиогид о ней рассказывает. Полноценная обзорная экскурсия. А пока возвращаемся на тот же причал у Музея деревянного зодчества, можно еще раз полюбоваться Суздалем”.
- С нами сейчас плывут немцы, китайцы. Как они понимают экскурсию, которая идет на русском языке?
“Их либо сопровождает экскурсовод, либо помогают гаджеты. Сейчас у многих туристов в телефоне стоят специальные переводчики - они практически синхронно транслируют то, что рассказывает аудиогид”.
- А интересные пассажиры бывают? Может, звезды на борт поднимались?
Продолжение читайте на сайте.