Все знают, что блокчейн это сеть узлов, которые оперируют неким реестром записей. Но также это сеть пользователей, что этот реестр читают или в него пишут. А также сеть майнеров, которые делают проводки. А также сеть спекулянтов, которые пампят (но это не точно) :)
Чем больше в проект вовлекается участников, тем ценне пользование сетью и тем быстрее она растёт, это известно также как Закон Меткалфа, развитый до закона Рида. У Bitcoin сеть растёт примерно на 50% в год, у Etherium - на 90%, а спекулянты на биржи вообще на 400% в год прибегают.
Сетевой эффект - основа основ любого масштабного бизнеса. Он даёт рыночную власть (и практически все эплы и гуглы этим пользуются), но в децентрализованном мире не даёт власти ценовой (вы заметите это ближе к концу года, когда 9/10 криптопроектов с централизованной моделью управления начнут загибаться, не запустив сетевого эффекта). Сразу скажу, почему: самый большой враг сетевого эффекта - альтернативный продукт. Тем более, если ваш продукт не самый лучший :)
В принципе, видов сетевых эффектов немного, в статье ребят из фонда NFX (специализируется на инвестициях в компании с сетевым эффектом) их выделено 13 штук (даже видеоролик есть, правда, на английском).
Пересказывать всё смысла нет, пару цитат для тех, кому некогда читать:
1) сетевой эффект это один из 4 видов защиты компании на рынке (остальные три: бренд, интеграция, масштаб, см. подробнее)
2) сетевой эффект и вирусное распространение - разные вещи
3) в одном и том же бизнесе можно сочетать несколько видов сетевых эффектов
4) все 13 сетевых эффектов делятся на 5 групп по принципу функционирования, где ценность строится на основе:
I. САМОЙ СЕТИ
- физические сети (интернет, телефон, транспортная сеть)
- протоколы (интернет, Bitcoin, Ethereum)
- личные инструменты (мессенджеры)
- личные связи (соцсети)
- рыночные сети (связь личных инструментов и личных связей)
II. СВЯЗЫВАНИЯ ДВУХ СТОРОН СДЕЛКИ
- торговая площадка (маркетплейс, барахолка)
- платформа (AppStore, Xbox, опции для автомобилей)
- асимптотический рынок (Uber-подобные компании)
III. КОЛЛЕКТИВНОЙ ГЕНЕРАЦИИ ДАННЫХ
- UGC-модель (2GIS, Tripadvisor)
IV. РАСПРОСТРАНЁННОСТИ ОБЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ
- пиринговые сервисы (BitTorrent, VPN)
V. СОЦИАЛЬНОГО СЕТЕВОГО ЭФФЕКТА
- язык (английский используется 20% населения планеты, а русский - 0,5%)
- вера (религия, архетипы типа золото / алмазы = ценности)
- FOMO (страх не успеть на поезд, все пользуются новинкой и я должен)
Ещё больше публикаций на канале Cryptoecono.me