Найти в Дзене
Лахта Центр

Как сделать так, чтобы небоскреб не превратился в Пизанскую башню?

Вертикальность небоскреба - вопрос устойчивости. Крен такого здания - страшный сон любого строителя, да и не только его. Чтобы небоскреб не превратился в Пизанскую башню, на помощь приходят геодезисты. Именно они ведут высотки вертикальным курсом. Посмотрим на процесс на примере самого высокого небоскреба Европы - башни Лахта Центра.

Для того, чтобы ядро небоскреба соответствовало вертикальной оси, а фасады – заданному проектом углу наклона, геодезисты при строительстве Лахта Центра использовали очень сложные технологии.

Соответствующих систем у них в арсенале семь, и все они дублируют друг друга – для большей надежности.

Подробно рассказали о своей работе и даже наглядно ее продемонстрировали главный геодезист МФК «Лахта центр» Юрий Гомзяков и его коллега — представитель генподрядчика, компании Renaissance Construction, Альпер Чекен, кстати, прекрасно говорящий по-русски.

 Альпер Чекен (слева) и Юрий Гомзяков. Где: 8 этаж башни, на фоне ядра небоскреба
Альпер Чекен (слева) и Юрий Гомзяков. Где: 8 этаж башни, на фоне ядра небоскреба

НАБОР ВЫСОТЫ ПО ПРИБОРАМ

Арсенал современного геодезиста выходит далеко за рамки теодолитов. Сверхточные приборы улавливают отклонения на доли миллиметров на высоте сотен метров над уровнем моря. Как это происходит?

Главное оружие геодезиста при строительстве высотных сооружений — прибор оптического проектирования.

В Лахте используется один из лучших в мире «девайсов» — FG-L100.
 FG-L100
FG-L100
Уникальность его в том, что у него очень чувствительный отвесный уровень и на 100 метров высоты он дает отклонение по вертикали всего 1 мм. Дополнительно есть еще лазерная точка. То есть можно визуально определить отклонение по перекрестью, а можно еще и перепроверить расчеты по лазерной точке , — рассказывает Юрий Гомзяков.

Для того чтобы система работала, в полу на каждом этаже высверливали специальные технологические отверстия, впоследствии их, конечно, заделали.

 Технологические отверстия – такие были на всех уровнях башни вплоть до 35 этажа, который и соответствует 150 метрам.
Технологические отверстия – такие были на всех уровнях башни вплоть до 35 этажа, который и соответствует 150 метрам.

Таким образом, можно просветить сооружение лазером изнутри – сверху до низу.

 Если увидите лазерную точку – не стоит пугаться, просто поблизости  работают геодезисты. Лазерная точка должна пройти сквозь перекрестье  направляющих – точно по центру.
Если увидите лазерную точку – не стоит пугаться, просто поблизости работают геодезисты. Лазерная точка должна пройти сквозь перекрестье направляющих – точно по центру.

Всего точек измерения на здании пять и ко всем «привязывается» передвижная опалубка. Единственный недостаток – действует FG-L100 только до высоты здания примерно в 150 метров – то есть, на «донебоскребных» высотах. Дальше ее точность сильно падает из-за световых и ветровых нагрузок на сооружение. А ошибаться можно максимум на несколько миллиметров.

«Дублер» FG-L100 – американская система Trimble 4D Control – работает по совершенно иному принципу.
 Американец на «подстраховке» — Trimble 4D Control дублирует и  контролирует FG-L100, который до 150 метров играет «первую скрипку».
Американец на «подстраховке» — Trimble 4D Control дублирует и контролирует FG-L100, который до 150 метров играет «первую скрипку».

Система состоит из центра управления — компьютера со специализированным программным обеспечением и геодатчиков.

 Компьютер со специальным ПО
Компьютер со специальным ПО
 Датчики на ядре возводимого небоскреба
Датчики на ядре возводимого небоскреба

Такой комплекс позволяет с помощью спутников определить местонахождение объекта с точностью до 5-6 мм. Причем геодезисты Лахта Центра использовали буквально все спутники, которые попадади в зону видимости, в том числе GPS и ГЛОНАСС.

Программа сканирует координаты всех геодатчиков и определяет свою собственную «усредненную» координату объекта.

Сканирование происходит каждые 8-12 часов. У геодезистов такие регулярные наблюдения по времени называются «кинематика на лету».

 Схема расположения датчиков на строительной площадке
Схема расположения датчиков на строительной площадке

 Исторический пример. Принцип работы системы демонстрирует механизм  радиотриангуляции, с помощью которого разведкой велся розыск  недружественных радиопередатчиков: несколько пеленгаторов определяли  направление сигнала, конечные координаты – в месте схождения векторов  направления. Поэтому осторожный радист постоянно меняет местоположение.  И, как выяснилось – ядро небоскреба – тоже, хоть и по другим причинам.
Исторический пример. Принцип работы системы демонстрирует механизм радиотриангуляции, с помощью которого разведкой велся розыск недружественных радиопередатчиков: несколько пеленгаторов определяли направление сигнала, конечные координаты – в месте схождения векторов направления. Поэтому осторожный радист постоянно меняет местоположение. И, как выяснилось – ядро небоскреба – тоже, хоть и по другим причинам.

Все дело в колебаниях, вызванных ветром. Как же измерить местонахождение небоскреба, если он постоянно раскачивается?

 Например, в Дубае знаменитый «Бурж Халифа» во время строительства  «гулял» из стороны в сторону с амплитудой до 1, 25 м.!(на отметке 569  м.) во время сильных ветров. Колебания башни Лахта Центра куда меньше, но они тоже присутствуют.
Например, в Дубае знаменитый «Бурж Халифа» во время строительства «гулял» из стороны в сторону с амплитудой до 1, 25 м.!(на отметке 569 м.) во время сильных ветров. Колебания башни Лахта Центра куда меньше, но они тоже присутствуют.

Разумеется, этот фактор тоже учитывается – с помощью небольшой коробочки, напичканной высокоточным оборудованием.

Называется этот прибор инклинометром, или датчиком наклона.

Система фиксирует буквально каждую десятитысячную градуса отклонения башни.

В случае, если дельта отклонения выходит за проектные параметры, следует мгновенное извещение ответственным лицам через автоматическую систему.

Кроме того, все отклонения здания из-за ветра фиксируются и заносится в систему координат. Таким образом, при определении местонахождения объекта дается вот эта вычисленная опытным путем поправка. Если она в пределах 5-6 мм, строители продолжали работу.

Дополняли этот арсенал другие проверенные временем методы.

Например, угловые засечки по ориентирам, в данном случае это купол Исаакиевского собора и мачты радиоцентра в Ольгино.
 Мачта в соседнем Ольгино не только ловит «Маяк», но и «помогали»  строить башню Лахта Центра. В числе помощников — и другие здания и  сооружения города
Мачта в соседнем Ольгино не только ловит «Маяк», но и «помогали» строить башню Лахта Центра. В числе помощников — и другие здания и сооружения города

Любопытно, что в последнем случае засечка берется не по вершине мачты, а у ее основания – все из-за тех же ветровых колебаний. Точность у такого способа ниже, он используется лишь как вспомогательный.

Другие подробности о строительстве небоскреба Лахта Центр в Санкт-Петербурге - в материалах нашего канала