Найти в Дзене

«Один пояс, один путь»: какие возможности для Кыргызстана открывает глобальный проект Поднебесной?

Начнем с азбучных истин: ни одна страна в мире не может успешно развиваться в изоляции от других государств. Экономическое процветание возможно лишь при активном сотрудничестве, взаимодействии с внешними партнерами, и прежде всего со своими близкими соседями. В этом плане нашей стране крупно повезло в том, что наш близкий сосед – Китай - в исторически короткие сроки сумел построить вторую экономику мира, масштабы и возможности которой, быть может, мы не всегда себе представляем. Какой вывод отсюда следует? Вывод один: надо вступать в кооперационные связи с компаниями Китая. Надо настойчиво, с удвоенной энергией, системно и методично внедряться в рынок Поднебесной. Задача эта приобретает особую актуальность и в связи с тем, что руководство Китайской Народной Республики несколько лет назад выступило с поистине глобальной инициативой строительства Нового Шелкового пути.

Прошедшие 5 лет реализации проекта «Один пояс, один путь» показали, что инициатива КНР встречена в мире с большим интересом. И причина вполне понятна. Как отмечают российские эксперты, Китай продвигает проект «Нового шёлкового пути» не просто как возрождение древнего Шёлкового пути, транспортного маршрута между Востоком и Западом, но и как масштабное преобразование всей торгово-экономической модели Евразии, и в первую очередь — Центральной и Средней Азии. По словам президента Владимира Путина, «речь идёт о выходе в перспективе на новый уровень партнёрства, подразумевающий общее экономическое пространство на всём евразийском континенте». Вопрос таким образом для нас, Кыргызстана, стоит просто: сумеем ли мы занять свою достойную нишу в проекте «Один пояс, один путь», сумеем ли в полной мере в полной мере использовать открывающиеся возможности для придания ускорения собственной экономике?

Китай – торговый партнер №1

Все мы помним, как десятки тысяч наших соотечественников, оставшиеся без работы в первые годы независимости Кыргызстана, первыми прокладывали торговый путь в Поднебесную. Скромный челночный бизнес, рассматривавшийся поначалу лишь как фактор выживания в условиях хозяйственной разрухи, со временем превратился в мощный экономический кластер, состоящий из сети торговых комплексов, производственных структур и логистических компаний. На торговле с Китаем, реэкспорте китайских товаров страна стала зарабатывать солидные доходы. Для иллюстрации сказанного приведем лишь одну цифру: в 2017 году объем товарооборота между КНР и КР составил 1 млрд. 597 млн. долларов (Россия, доселе наш главный торговый партнер, скатилась на второе место, в прошлом году экспортно-импортные операции с РФ совершены на 1,5 млрд. долларов США).

Китай – инвестор №1

По данным нашего Министерства финансов, на январь 2018 года государственный внешний долг Кыргызстана составил $4 млрд. 139 млн. В общей структуре этих займов большую часть – больше половины – составляют двусторонние льготные кредиты, их сумма равна $2 млрд. 445 млн. Из последней суммы – обратите внимание! - $1 млрд. 711 млн. приходится на долю Китая, вторым в списке предоставивших льготные кредиты идет Японское агентство международного сотрудничества со своими $252 млн., а Россия здесь заняла скромное третье место - его доля составляет $240 млн.

Уместно тут задаться вопросом: на что ушли китайские кредиты? На займы Поднебесной построены инфраструктурные объекты, имеющие стратегическое значение для экономики – и не только! – страны. Так, проведена модернизация энергетической отрасли, включая сооружение новой подстанции «Датка», реконструкцию подстанций «Узловая» и «Алай», строительство высоковольтной линии электропередач «Датка-Узловая» (она позволяет передавать энергию с каскада Токтогульских ГЭС в Ошскую и Баткенскую области в обход энергосистем Узбекистана и Таджикистана). Со строительством линий электропередач «Датка-Кемин» и высоковольтной подстанции «Кемин» появилась возможность создать на территории Кыргызстана свое национальное энергокольцо, что обеспечит энергетическую независимость от Узбекистана и Казахстана. Проведена модернизация ТЭЦ Бишкека, вокруг которой, к сожалению, сейчас бушуют политические страсти. Начато и продолжается строительство новой автомагистрали «Север - Юг».

Китайские кредиты, заметим к слову, выгодны не только тем, что они предоставляются на льготных условиях. Привлекательность займов от Поднебесной еще и в том, что их Пекин дает, в отличие от МВФ, АБР, ЕБР, многих других международных финансовых организаций, в отличие от всех западных стран без политических требований. Без требований, к примеру, провести реформы в политической сфере, без требований провести реформы в структурах власти. Что сие означает? Это означает, что Китай не вмешивается во внутренние дела Кыргызстана, обставляя предоставляемую экономическую помощь в зависимость от выполнения условий, не имеющих никакого отношения к вопросам экономики.

Так же, без каких-либо предварительных политических условий, Китай предоставлял Кыргызстану и предоставляет гранты. Так, только в текущем году Правительство КНР приняло решения о выделении Кыргызстану в виде безвозмездной помощи 350 млн. китайских юаней на реконструкцию и реабилитацию автомобильных дорог столицы и 100 млн. китайских юаней на проведение работ по археологическим раскопкам, реставрации, консервации, музеефикации в трех городищах Кум-Добо, Мынакелди и Бурана. Также в ходе госвизита президента КР Сооронбая Жээнбекова в Пекин достигнута договорённость о том, что Китай выделит Кыргызстану грант на сумму 600 млн юаней (около 94 млн долларов) на третью фазу проекта «Развитие улично-дорожной сети города Бишкек» и строительство фитосанитарных лабораторий (деньги начнут поступать с 2020 года).

Спад инвестактивности

И вот на таком фоне, при стабильно развивающихся межгосударственных отношениях в 2017 году объем прямых инвестиций из Китая в Кыргызстан хотя и составил внушительную сумму в $269 млн., но по сравнению с предыдущим годом снизился на более чем 10 %. Цифра эта была озвучена руководством Министерства экономики КР, но ответ на вопрос – с чем связан спад инвестактивности? – публика так и не услышала.

Между тем, по нашей информации, не только потеряна динамика в привлечении китайских инвестиций. Бизнесмены из Поднебесной, которые в последние годы активно работали на рынке Кыргызстана, многие свои инвестпроекты заморозили до лучших времен, а кое-кто из них, особенно представители крупного бизнеса, начал выводить свои средства за рубеж, вкладывая их в предприятия в Узбекистане и Таджикистане. Бегство капитала – объективный показатель, он свидетельствует о том, что Кыргызстан для китайских предпринимателей теряет свою привлекательность. Бегство капитала свидетельствует о том, что деловые люди не уверены в том, что наша власть способна защитить их инвестиции, защитить их законные интересы и права. Вот несколько примеров для иллюстрации.

В Кыргызстане уже больше 20 лет работает бизнесмен Годун Хе. Отвечая на вопрос - а почему все-таки не видно активного наплыва китайских инвесторов к нам в Кыргызстан? – он говорит: «Заводы, фабрики – это инвестиции на 10 и более лет, быстрее вложенные деньги не окупишь. Потому любой предприниматель прежде чем выходить на рынок какого-либо государства, изучает не только ситуацию в экономике, но и изучает политическую обстановку. Китайские предприниматели, среди которых у меня много партнеров, после двух революций в Кыргызстане боятся вкладывать деньги в долгосрочные проекты. Вот пример вам приведу. Один бизнесмен принял мое предложение совместно построить офисное здание и тут же отказался, как только прочитал информацию о том, как покупателям ресторана «Нарын» не разрешили начать строительство. Спрашиваете, почему? Потому, что "Хуалинь" – в Урумчу очень известная крупная компания. Наш инвестор и испугался, подумав, что если такому тяжеловесу, как "Хуалинь", здесь трудно, то ему будет в сто раз сложнее».

Самое печальное в том, что история с компанией «Хуалинь", которая приобрела – на законных основаниях! – здание бывшего ресторана, на законных основаниях и с разрешения властей снесла его и которой потом не разрешили строиться, может случиться с кем угодно. Озабоченность у действующих инвесторов вызывает не только растущее количество «горячих точек», как поджог производственных объектов в Тогуз-Тороусском районе. Тревожит их и все растущий поток негативных публикаций в местных СМИ о китайском бизнесе, о китайских инвестициях. Вот некоторые типичные заголовки прессы: «Кыргызстану придется отдать свои земли Китаю», «Чем грозит долг перед Китаем», «Кыргызстан попал в долговую ловушку Китая», «В чем опасность китайских кредитов для КР, рассказали западные аналитики»… Возникает: кто и почему раздувает в масс-медиа антикитайскую истерию?

Огромное количество СМИ, к примеру, подняли шум по поводу слов посла Китая Сяо Цинхуа о том, Кыргызстан должен погасить свои долги перед Китаем. Притом в интервью посла фраза дословно звучала так - обратите внимание: «Погашение кредита будет осуществляться по соглашению». Ничего похожего на ультиматумы, ничего похожего на требование в резкой форме, ничего похожего на угрозу, как трубили многие СМИ, не было. Спросили дипломата, дипломат и ответил. Ну и в самом деле: что посол должен был сказать? Он должен был сказать, что можете не возвращать долг?

Еще одна претензия в адрес Поднебесной часто звучит так: выделяя финансы, КНР преследует собственные интересы. А разве может быть иначе, господа? Что удивительного в том, что соседнее государство в лице Экспортно-импортного банка, предоставляя деньги в долг, хочет заработать дивиденды? Что удивительного в том, что Пекин дает так называемые связанные кредиты, когда заемщик обязуется закупать технику, оборудование из страны-кредитора и ее же компаний задействовать в качестве подрядчиков? Или мы не знаем, что Эксимбанки во всем мире создаются для того, чтобы продвигать продукцию, услуги компаний своих стран на внешние рынки?

В следующем году, насколько известно, начнется строительство газопровода из Туркменистана через Кыргызстан в Китай, на завершающей вроде стадии переговоры по проекту железной дороги Китай – Кыргызстан - Узбекистан. И вновь слышны голоса чем-то недовольных господ, которые, наверное, не слышали, что все государства мира воюют за то, чтобы через них проходил транзит и что именно потому бушуют страсти вокруг газопроводов Украины, «Северного потока-2» и «Турецкого потока».

Пример того же казахстанского Хоргоса, который уже перетянул на себя часть товаропотоков нашего «Дордоя», должен убедить нас в том, что для китайцев свет на Кыргызстане клином не сошелся. Мы находимся не в вакууме, фактор конкуренции, которая идет не только на уровне компаний, но и на уровне государств, никто не отменял. Остановимся, расслабимся в привлечении инвесторов и инвестиций из Китая, нас мгновенно вытеснят с завоеванных позиций, наше место займут более расторопные, более предприимчивые соседи – применение китайским деньгам и у них найдется.

Есть расхожая фраза, которая тем не менее не теряет свою актуальность: большие деньги любят тишину. Что надо делать, чтобы китайский капитал, который уже здесь, который уже работает на нашу экономику, не покидал пределы Кыргызстана? Что надо делать, чтобы из Поднебесной пришли новые инвесторы, чтобы отечественный бизнес смог в полной мере использовать возможности, открывающиеся с реализацией глобального китайского проекта «Один пояс, один путь»? Ответ очевиден: надо изменить сложившийся негативный информационный фон вокруг совместных проектов. Надо не просто слова говорить о защите инвесторов и инвестиций, а подкреплять эти декларации конкретными решениями и делами.

Курманбек МАМБЕТОВ.

Газета «Объектив».