Человек приходит в этот мир один. И уходит один. Но жить один он не может. В начале просто физически, позже психологически (если конечно он не отшельник). Поэтому ребенок с ранних лет учиться общаться с другими людьми. И чужими, и близкими. С теми кто ему нравиться, и с теми кто не очень. Но кто учит его этому мастерству? А правильно ли мы их учим общению? Попробуем сегодня ответить на эти вопросы.
Если ваш ребенок не хочет играть со сверстниками, значит вы слишком часто проводите с ним время наедине, и он очень мало проводит времени с ними. Со взрослыми играть удобно, они всегда продолжают игру, включаются в нее, и делают так как хочет ребенок. Со сверстниками же совсем другой опыт, когда ему могут отказать, или ситуация меняется через каждые 2 минуты. Скорее всего отказ от общения символизирует о том, что ваш ребенок не умеет здороваться. И даже если он знает что это нужно делать, он не здоровается первым с чужим взрослым, а дальше не проходит коммуникация и со сверстниками.
Игра для развития общения «Дом нашей мечты»
Если у вас несколько детей, от 5-6 лет, вы можете предложить им построить дом вашей мечты. Найдите литературу с изображениями домов, покажите вашим детям и пусть каждый из них выберет понравившийся вариант. Далее они могу спроектировать в своем доме мечты все что захотят: охраняемые лифты, лужайки, прозрачные крыши и т.д. Пусть они отпустят фантазию. После они приносят вам, как «главному архитектору» свои планы на утверждение, и вы уже их вместе обсуждаете, чтобы прийти к общему знаменателю. Далее нужно сделать так, чтобы в конечном варианте проекта были учтены пожелания всех детишек. Так вы поможете им самовыразиться, и они смогут почувствовать себя нужными и значимыми.
Далее вы идете за «строительными материалами» (придется закупиться кубиками:)) Считаете сколько нужно материалов, чего не хватает. Все как в реальной жизни. Ваши профессии и профессии ваших деток меняются, параллельно они узнают какие специальности необходимы чтобы построить дом, какие инструменты нужны. Конечно это игра больше всего подойдет детишкам, которые любят что-то конструировать. Однако ничего не мешает вам адаптировать игру под интересы ваших детей. Еще это игра очень здорово объединяет вас как семью, и вы сможете нивелировать конфликты связанные с нехваткой внимания со стороны мамы или папы каждому ребенку.
Что делать, если ваш ребенок слишком агрессивен даже по малейшему поводу? Обижает братика, сестренку, и даже нападает на папу?
В данной ситуации лучше не откладывать эту проблему, обратиться к специалисту и пройти ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию), чтобы исключить наличие различных отклонений у ребенка. Дело в том, что до 3 лет некоторые проблематики у ребенка не диагностируются. Поэтому чем раньше, тем лучше. Либо к детскому психиатру, либо к детскому неврологу.
Если ребенок любит играть один, и вообще проводить время один, это может быть признаками аутизма?
Обычно признаки аутизма видны уже в довольно раннем детстве (1 год и 8-9 месяцев), когда он в принципе может демонстрировать речевые фразы взрослых, которые непросты для обычного ребенка. Это может быть своеобразное поведение, когда ребенок очень холодно относиться к взрослым, особенно к маме и папе. Либо когда он не контактирует с вами глазами, или выполняет однотипные действия. Опять же, по данному вопросу лучше обратиться к специалисту по месту жительства, так как каждый случай индивидуален.
Должны ли мы как то именно учить детей общаться? Или то как он будет общаться зависит от темперамента?
Разумеется в большинстве случаев все зависит от родителей, и от того что наблюдают детки. Очень часто мы помогаем своему малышу и описываем как хорошо дружить, однако ребенок может сделать много не очень хороших вещей во имя этой дружбы, в том числе в отношении вас. Дружба будет настолько важна для него, что он не сможет отказать своему «другу». Поэтому здесь лучше постараться объяснить ребенку, что люди делятся на 3 категории: знакомые, приятели и друзья. Знакомые это те, с которыми мы знакомы. Приятели это те, с которыми нам приятно проводить время. А вот друзья, это те которые помогают в трудную минуту. И если «друг» вашего ребенка не поддерживает его в трудную минуту, то не стоит слушать все что он говорит и выполнять все просьбы. Поэтому очень важно как можно раньше увидеть, что ваш ребенок попал под чье-то влияние.
Что можно сказать о ребенке, если он предпочитает общаться только со старшими?
Это нормально, но лучше постараться, чтобы среди его друзей было 3-5 детишек его возраста. Все таки хочется чтобы он нашел в дальнейшем себе надежных друзей и партнеров в своей возрастной категории. Бывают детки с очень развитым интеллектом, необычными познаниями и умениями, и они начинают соперничать с более взрослыми. Однако в дальнейшем для ребенка это может стать проблемой, потому что он будет считать своих сверстников менее умными, чем он сам, а равно и менее интересными. Поэтому стоит учить его находить положительные качества и в ровесниках тоже.
А если наоборот, только с теми кто младше его?
Бывает так что ребенок застенчив или тревожен, и существует техника поместить его в группу деток помладше, чтобы он почувствовал себя успешным. И после того, как у него закрепиться поведение быть активным, помогать другим, быть готовым слушать взрослого и не бояться ситуации, то когда он возвращается к сверстникам, эти качества остаются. Это стоит помнить когда ваш ребенок общается с детишками младше его.
В конце стоит сказать, что общение с ровесниками это очень важный и необходимый элемент взросления ребенка. Может не все родители понимают всю важность этого аспекта, однако это может отразиться на его дальнейшей взрослой жизни. Детки, у которых дефицит общения со сверстниками, во взрослой жизни не могут найти себе друга, близкого человека, или имеют неполную социализацию и страдают от этого. Поэтому старайтесь сделать так, чтобы ваш ребенок больше общался с людьми разных возрастов, это пойдет только на пользу.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить ещё больше интересных статей!