Найти в Дзене

Как писать красиво? Копирайт-хак

Оглавление

В одной из прошлых статей я затронул тему о "правильном" написании текста, а точнее, о "красивом внесении ключевых слов". Я сразу скажу, что не сажусь на высокий трон перед вами с лицом совершенно во всём уверенного "бизнес-тренера", потому что у каждого свой стиль письма, да и заказчики порой излагают совершенно различные требования.

Расскажу несколько общих советов, которые вам, вероятно, предлагают раскрыть аки секрет приготовления эликсира молодости на всяких тренингах по копирайтингу. Это не должно быть секретом.

1. Вы в теме, а не тема в вас

Копирайтер, если он работает сам, должен пропускать через себя тонны информации, отбирать только самое полезное и красиво переписывать это. Прекрасно, если у вас, например, медицинское образование и есть постоянный заказчик со статьями на мед.тематику, тогда вам особо не приходится залезать для поиска доп.инфы, вы же и так многое знаете. Однако гораздо чаще приходится работать с темами, в которых изначально не шаришь вообще.

У меня был такой заказ: что-то об отечественных машинах. Чтобы написать эту статью, мне пришлось полазить на тематических форумах и слегка углубиться в тему, но уже через день после сдачи заказа я всё забыл, потому что лично мне эта информация не нужна для жизни. И вот сам совет: во время поиска информации, подавайте её себе дозированно, читайте абзац-два и переписывайте их.

-2

Некоторые сначала читают несколько длиннющих статей, чтобы влиться в тему, но это занимает очень много времени, а в нашей работе время реально важно. И не менее важно не брать в работу заказы, в которых ты ну воооообще ничего не понимаешь, например, когда 20-ти летняя студентка-журналистка берется за статью о закладке фундамента никакое дозирование информации не поможет. Естественно, проверяйте источники на достоверность по другим источникам, но об этом далее.

Самое главное, не зацикливайтесь на теме, не пытайтесь впихнуть в себя тонну информации - вы потом не отвяжитесь от неё, а мозг человека не резиновый.

2. Время "курить план"

Ничего общего с сигаретами и курением, просто метафора и омоним. Если вы пишите длинную статью, то обязательно составляйте план, причем, чем подробнее, тем лучше. Некоторые заказчики сами составляют план и прикрепляют его в ТЗ. Удобно, но чаще дают ключи, а не планы.

По ключам вы можете понять, о чём писать. Возьмем для примера ту же мед.тематику, статья на тему "аденоиды у детей", к ней несколько ключей (я их сокращу): симптомы, отзывы, лечение, удаление, методы, под местным наркозом, под общим наркозом, Москва и т.д. Конечно под "методами" подразумевается "методы удаления аденоидов". О чем говорит этот набор несвязных слов? О том, что вы должны описать симптомы (пункт плана), методы лечения (пункт плана с подпунктами: под общим и под местным наркозом), важность удаления аденоидов хирургическим путем (пункт плана), клиники в Москве (пункт) и отзывы других людей (пункт). Бьютифул, вот и весь план для данного примера.

-3

В своих работах я всегда вставлял в пункты плана ключевые слова, которые надо вписать именно в данный раздел. Например, ключ "симптомы у детей" и "насморк" в раздел "Симптомы". Да, так можно сделать только предварительно вникнув в тему, но некоторые ключи, как тот же "симптомы у детей", сами напрашиваются на внесение в конкретный раздел. Разбивайте так ключи в том случае, когда их реально много. И обязательно составляйте список ключевиков в том же документе или в экселе, чтобы помечать вписанные и потом не проверять 55 словосочетаний через "Найти" ворда.

Последний совет по плану: напишите в скобках около пункта примерный объем раздела, например, "Введение (500)", и проверяйте написанное сразу, чтобы приступая к следующему разделу понимать: ага, у меня после прошлого раздела не достает 100 збп, значит этот раздел я постараюсь написать как можно подробнее, чтобы восстановить план. Тогда у вас не будет проблем с недостатком символов.

3. Достоверность источников

В первом пункте я сказал про достоверность, а теперь раскрою её. Если заказчик не дал вам конкретных ссылок, как делают некоторые, а вы сами глубоко не разбираетесь в теме, то все сайты важно проверять.

Форумы. На тематических форумах сидят реальные люди, столкнувшиеся с реальными проблемами и комментаторы, знававшие такие проблемы. Рассмотрим те же несчастные "аденоиды". На тематическом форуме какая-то мамочка рассказывает, что врач поставил ребенку диагноз и предлагает ставить мелкого в очередь на операцию. Мамочка, конечно, не знает, как проходит операция и в комментариях к её истории вы можете прочитать почти доскональные сюжеты: от симптомов до постоперационного периода, - от других родителей или даже врачей. Помните, что это субъективная информация (касаемо симптомов, например). Здесь я совершенно не советую брать названия и дозировку лекарств, дозировка чаще для копирайтера вообще запретная тема. Мы, по больше части, не врачи.

Авторитетные источники. Есть самые разные типы сайтов. В данном случае авторитетным источником будет медицинский сайт, возможно, даже сайт какой-то клиники. Статьи на подобные темы всегда длинные и максимально информативные. Про информативность: если вы видите в статье слова "малыш", "ребеночек", "внимательный врач" и подобные тематические фразочки, - валите с этого сайта. Это не авторитетный источник, потому что писал явно не врач. У авторитетных источников минимум воды (пример явной воды ниже), много списков и терминов, а внизу часто указана фамилия автора и его должность.

Логика. Да, это смешно звучит, но постарайтесь не отключать свой мозг в ходе прочтения других статей и думать над каждым словом: действительно ли так могут сделать? Об этом пример в следующем разделе.

4. О воде и водяных

Водянистость текста, которую предлагают проверить разные анти-плагиаты (адвего или текст. ру), - злостный бич современного копирайтинга. Вы уже описали всё по теме, но нужно "отбить" объем и начинается вписывание вот таких, например, абзацев, взял пример с сайта. Красным выделил типичный водный абзац.

-4

Лучше учиться на чужих ошибках, а не своих. Поэтому заострю внимание на этом скрине. В самом последнем предложении видна недостоверность информации: "у пациенток женского пола операция не назначается во время менструации из-зи риска кровотечения". Вам когда-нибудь удаляли аденоиды? Кровь НЕ идет только при использовании холодной плазмы. К тому же, аденоиды находятся в гортани, а менструация...явно мало связана с горлом. Если вы пишите такие "цитаты", то приводите качественные аргументы или не пишите вообще.

Если вы думаете, что писать водные абзацы для отбивания объема вполне нормально, то я вас разочарую. Подавляющее большинство тем можно раскрыть даже в большее кол-во символов, чем вам задано. Особенно это касается юридических и женских тем.

Теперь я вернусь к скрину и обращу ваше внимание на последнее предложение второго абзаца. Оно явно выглядят вытянутым за уши и его присутствие можно оправдать только тем, что в нем важный ключ: я бы сделал ставку на "безопасность операции". Поэтому переделаем это предложение для людей: "Взрослым пациентам назначают ЭКГ для проверки состояния сердца. Выводы о безопасности операции делает отоларинголог и лечащий врач на основе анализов". Всё.

Я отметил причину анализа, потому что вольному читателю действительно может быть не известно, что такое ЭКГ. И придал общий вид фразе, сохранив ключ (по крайней мере, мне кажется, что это был ключ), ведь не только для детей операция может быть не безопасна.

5. Океан ключей, что делать?

Острая проблема некоторых заказов - огромное количество ключей. Иногда переваливает за 100, как бы страшно не звучало. Однако, из этих 100 только 10-15 будут реально сложными фразами, над которыми надо подумать. Как говорила когда-то моя учительница по математике о длинных текстах заданий: "Это психологическое давление".

Большинство из данных ключей вы в любом случае впишите, потому что это совершенно обыденные слова, например (всё ещё тема аденоидов): симптомы, под наркозом, лечение. Даже просто говоря об аденоидах, я не могу не использовать все эти слова.

-5

Да, первая ваша статья с 50-тью и более ключами ввергнет вас в шок. Это нормально, но чем дальше, тем проще будет работать. Кстати, иногда можно обратиться к заказчику и прямо сказать, что такой-то ключ не влезает, но это подчеркнет ваш непрофессионализм. В идеальном варианте вы прочитаете список ключей заранее, оцените его, оцените размер статьи и прямо напишите заказчику: все ключи не войдут. Несколько раз такие статьи у меня были, и заказчики писали, что все и не надо. Смешно, правда. Что бы было, если бы я не написал им, а просто взял заказ?

Что ж, я вижу, что статья становится слишком длинной, хотя мне есть о чём ещё рассказать. Подписывайтесь на канал, в следующий раз я продолжу упрощать вашу копирайтерскую деятельность. Желаю вам адекватных заказчиков и дорогих текстов, господа.

Вторая часть статьи здесь.