Найти тему
Саша Сторожев

Русское знамя – красное

22 августа – День Государственного флага России. Эта дата была официально закреплена президентским указом в 1994 году в память о событиях 1991 года: именно после августовских дней (ГКЧП и пр.) Верховный Совет РСФСР 22 августа 1991 года провозгласил триколор сначала национальным, а 1 ноября того же года – государственным флагом Российской Федерации.
22 августа – День Государственного флага России. Эта дата была официально закреплена президентским указом в 1994 году в память о событиях 1991 года: именно после августовских дней (ГКЧП и пр.) Верховный Совет РСФСР 22 августа 1991 года провозгласил триколор сначала национальным, а 1 ноября того же года – государственным флагом Российской Федерации.

В конце ноября 1993 года президентским указом был внедрён нынешний государственный герб России, а в 2000 году федеральным законом введён нынешний государственный гимн. Таким образом, современное российское государство имеет полный набор официальных символов. Однако, ни один из них не является удачным выбором для России и требует в будущем замены на более подходящие варианты.

Тому есть две причины. Во-первых, это глубокая связь каждого из этих символов с прошлыми эпохами, причём ассоциации, которые они вызывают, зачастую отсылают далеко не к самому лучшему опыту даже в рамках этих эпох. Их символический посыл, энергетика тянут страну назад, а не ведут вперёд. Во-вторых, сами эти символы, как произведения геральдики, изобразительного, музыкального и поэтического искусств являются в большей или меньшей степени малоудачным вариантом для новой России.

Но сегодня предметно поговорим именно о флаге, коли уж дата обязывает.

Современный российский флаг повторяет так называемый коммерческий (торговый) флаг Российской империи, имевший ограниченное употребление по одним сведениям, со времён царя Алексея Михайловича, по другим, Петра Первого. Статус этого флага в дореволюционной России так до конца и не был определён – этот вопрос неоднократно обсуждался во всевозможных высоких инстанциях, однако окончательного разрешения так и не получил. Более определённым его статус был в период краткосрочного властвования Временного правительства в 1917 году, каковым он признавался в качестве государственного флага Российской Республики, однако статус самой тогдашней власти бы весьма эфемерен.

Почему он не подходит в качестве государственного символа современной России?

Во-первых, флаг малооригинальный и трудно опознаваемый. Банальный набор горизонтальных полос – общее место многих европейских флагов: российский при этом никак не выделяется в череде прочих аналогов, не даёт визуально и смыслово России того места, которое ей в мире по праву принадлежит. Флаги США, Великобритании, Греции или Турции (к примеру) – исключительно оригинальны и запоминаются, их всегда легко опознать, выделить среди других. Российский же флаг абсолютно теряется, он не выразителен: найдется с десяток, если не пара десятков стран, примерно с таким же набором цветов. Чаще всего российский флаг путают с французским или голландским, последнее, впрочем, не удивительно, ибо, согласно некоторым данным, царь Пётр именно его и брал за образец для подражания, когда вводил триколор для торгового флота России. Кстати, это один из существенных аргументов против нынешнего флага – его подражательная сущность: не зазорно подражать родственной и сильной России, к тому же стране-освободительнице для слабой и маленькой Болгарии и брать её флаг за основу, поменяв одну полоску (синюю на зелёную); не зазорно слабой и раздробленной Италии, полной реакционных монархических режимов, в эпоху Рисорджименто подражать передовой и революционной Франции и брать на вооружение её триколор (также поменяв синюю полосу на зелёную); но для большой, оригинальной (явно особой, очень своеобразной страны среди европейских) и самодостаточной России подражать маленькой Голландии, кстати, слава которой уже во времена Петра клонилась к закату (историческое противостояние с Англией она проиграла), негоже.

Кроме того, флаг России полностью совпадает с флагами Словакии и Словении, а также в инверсионном (перевёрнутом) варианте с флагом Сербии, и никакие гербы/эмблемы, каковые данные страны поместили на свои флаги, чтобы отличаться от российского, не спасают – их всё равно путают. В России же, несмотря на 27 лет употребления нынешнего флага в качестве государственного, постоянно ошибаются с его ориентировкой, по причине чего русские нередко празднуют свои памятные дни не под российским, а под сербским триколором.

Иногда такое совпадение с флагами некоторых славянских стран выставляется чуть ли не как преимущество и заслуга. Так например делает г-н Вилинбахов, вспоминая о так называемых панславянских цветах и Славянском конгрессе 1848 года. Но такая спекуляция, такое откровенное притягивание за уши исторических фактов в угоду собственной концепции, сбить с толку могут только людей совсем мало сведущих в данном вопросе, а объяснена может быть лишь чисто политическими задачами, каковые данный господин решал в первые постсоветские годы, выполняя тогдашний кремлёвский заказ. Достаточно почитать о панславизме вообще и о данном конгрессе в частности (как, при каких условиях он проходил, каков был состав участников, какие цели ставились и лозунги провозглашались), чтобы понять, что это сущие профанация и очковтирательство. Да и идеология панславянства сегодня совершенно не актуальна, не востребована.

Во-вторых, это флаг имперский, смысл, который в него первоначально был заложен, сегодня абсолютно не отражает текущих реалий и задач национально-государственного строительства России. Три полосы этого флага – это три части бывшей Киевской Руси, олицетворяющие единство Белой, Малой и Великой Руси, то бишь сегодняшних Белоруссии, Украины и России, более того единство (как это преподносилось в Российской империи) триединого русского народа (великороссов, малороссов и белороссов). Имеет ли место таковое единство сегодня, нужно ли оно нам, стремимся ли мы к нему? По-прежнему ли Россия руководствуется старым екатерининским лозунгом «Отторженная возвратихъ», претендуя на наследство Древнерусского государства? Если это так, то об этом стоило бы заявить открыто и усилить данную политическую линию, как в свое время делала ФРГ с землями в составе ГДР (вывешивала в бундестаге и бундесрате флаги земель, оставшихся на востоке, с траурными лентами) – и, заметьте, в итоге таки добилась своего! Если же это не так (а это вовсе не так), то складывается впечатление, что в начале 1990-х вместо того, чтобы предложить России новую идею, вытащили из бабушкиного сундука старое полотнище, даже не позаботившись подумать о тех смыслах, что в него заложены.

В-третьих, современный флаг прочно связан именно с монархической идеей. Много говорилось и писалось (еще и в дореволюционное время, и в постсоветское) о том, что бело-сине-красный триколор, это, мол, гражданский, торговый, обывательский, а государственный флаг, романовский, чисто монархический, это чёрно-жёлто-белый. Во многом это так и есть. Но кто сегодня помнит этот второй триколор, кроме маргинальных монархических и черносотенных групп, которые под ним любят ходить на митинги? Для подавляющего большинства населения флагом царской России был именно бело-сине-красный, такой образ утвердился вследствие различных обстоятельств. Зачем республиканской России монархический флаг? Понятно, что у нас республика сегодня весьма условная, скорее ситуация напоминает эпоху римского принципата, когда император был уже по сути монархом, но формально все еще именовался принцепсом, первым среди равных (среди сенаторов). Однако и это лживое двусмыслие стоило бы прекратить и либо уж действительно реставрировать монархию, либо всё-таки развивать республиканское строительство. Последнее, конечно, сложнее и менее комфортно для существующей власти, ибо требует демократизации, децентрализации и в идеале – вообще отказа от квазимонархического института президентства. Впрочем, не исключено, что именно поэтому нынешний триколор и был выбран в свое время ельцинскими «демократами» - ведь режим личной власти, авторитарный, по сути, в России стал создаваться практически сразу после 1991 года. Видимо, как квазимонархия российская система и мыслилась изначально. Восстановление монархического герба (даже не в варианте Временного правительства, а по полной программе – с тремя коронами) – из той же оперы.

В-четвертых, современный триколор неоднократно был дискредитирован в российской истории последних ста лет. Этот символ был официальным для Временного правительства – власти, которая не справилась с хаосом и анархией в стране, не сумела решить ни одной задачи, стоявшей перед тогдашним обществом. Под ним воевало белое движение в 1917-1922 годах, само по себе патриотичное и в меру благородное (но не будем забывать об экономических и политических мотивах этой борьбы), однако привлекшее в страну иностранных интервентов, откровенно грабивших её и угрожавших её национально-государственному суверенитету. Под ним воевали власовцы – и это говорит о многом. Наконец, опыт последних 27 лет – опыт весьма драматичный, если не печальный и унизительный для России, для русских: триколор – символ несправедливости, упадка и деградации, национального унижения, распада и разграбления страны.

России нужен новый, оригинальный флаг, не копирующий европейские образцы и не тянущий ее в прошлое. Но какой?

О бело-сине-красном всё сказано – он не годится категорически. Не годится и чёрно-жёлто-белый (или чёрно-оранжево-белый) по причине его явной (ещё большей, чем в случае с бело-сине-красным) монархичности, очевидной связи с Романовыми, а также вопиющих германофильских аллюзий (родство с флагами Пруссии, монархической Австрии и современной Германии), хотя сам по себе набор и сочетание цветов более оригинальны, нежели у нынешнего флага. Не годятся и советские флаги СССР и РСФСР: идеологически и смыслово они не соответствуют практике и устремлениям нынешнего российского государства, которое все более скатывается к позиции асоциального государства, не говоря уже о чуждости ему коммунистических идей как таковых. По крайней мере, серп и молот и красная звезда никак не могут фигурировать на флаге современной России. В варианте, который избрала Белоруссия (флаг БССР без коммунистической символики), флаг РСФСР теоретически мог бы использоваться, хотя, в отличие от белорусского (который сильно украшает национальный орнамент), он менее выразителен и оригинален. Тем не менее, на сегодняшний момент он мог бы стать основой для формирования нового русского флага.

Исторически красный цвет – цвет русских стягов. Он широко использовался на Руси в допетровское время. Именно красный, а не алый, как было в советское время на флагах Союза и союзных республик. Возможно, это было продиктовано утилитарными целями – в бою, на фоне неброской русской природы, красный цвет – самый заметный, яркий, выразительный. Он же – воодушевляющий бойцов, очевидно призывный. Возможно, это имело и культовый смысл. В дохристианскую эру красный – цвет Ярила-солнца, верховного божества, дающего природе жизнь. После крещения Руси красный – пасхальный цвет, а Пасха, как известно – главный праздник православия (в отличие от католичества, где главный акцент сделан на Рождестве). Кроме того, сам красный цвет всегда почитался русскими, не случайно, «красный» – значит «красивый», то есть в народном понимании – самый лучший, гармоничный, совершенный. Значение этого слова широко, комплексно, но неизменно оно несёт позитивный заряд. Кстати, в дореволюционном бело-сине-красном триколоре за собственно русскими землями (Московской Русью) была логично закреплена именно красная полоса. Красный же цвет – цвет российского (допетровского и постсоветского), московского (городского и областного) и петербургского гербов, московского (городского и областного) и петербургского флагов. Не случайно в революцию красный флаг получил широкое признание у населения – он воспринимался именно как народный, национальный, исконный, поскольку имел глубокие корни, традицию и глубинный смысл. И надо помнить, что под красным флагом свершалась не только Октябрьская, но и Февральская революция, и революция 1905 года.

Поэтому очевидно, что новый русский флаг должен быть красным. Это его естественная основа. А вот что еще должно быть на нем – вопрос дискуссионный. Просто красным он, наверно, не может оставаться, хотя и в этом случае он будет отличаться от красных флагов Турции, Марокко, Македонии, Черногории или Китая. Помещать, как в допетровские времена, на красное знамя изображения Спаса или Богородицы, наверно, не стоит – это бы выглядело и архаично, и сложно по исполнению, и слишком усиливало религиозную компоненту. Хотя восьмиконечный православный крест на флаге России не помешал бы – он оригинален, неповторим, узнаваем, ассоциируется с Русью, кроме того, подчеркивает роль православия в формировании русской цивилизации, русской ментальности, русского духа. Светский характер современной России при этом никак не будет ущемлён: многие, вполне не религиозные, даже почти атеистические страны (например, скандинавские) имеют на своих знаменах кресты, указывающие на их исторические христианские истоки. Можно было бы сохранить светло-голубую полосу у древка (как во флаге РСФСР), а можно было бы ее спектрально «разложить», то есть вместо относительно широкой голубой дать две узких полосы – белую и синюю, тем самым, устанавливая связь с прежней символикой исторической России. Вместо коммунистических символов в левом верхнем углу красного поля можно было бы как раз дать золотой православный крест. Впрочем, его можно поместить и в середину поля. Варианты есть, есть, над чем подумать. Понятно лишь одно: современный российский флаг неприемлем и должен быть заменён в пользу нового, красного стяга.