Один из примеров такой цензуры был обнаружен при исследовании двух, казалось бы идентичных мифов о женитьбе Бога воздуха Энлиля на одной из ануннаков - Нинлиль. В ранней версии мифа присутствовала сцена изнасилования, от которой, по-видимому, шумерские жрецы решили отказаться.
Ранний миф повествует о том, как Энлиль создает землю для ануннаков вместе со своим отцом Ану и воздвигает город Ниппур, а котором становится правителем. Нинлиль приходилась Энлилю двоюродной сестрой: она была дочь сестры Ану. Она была очень молода, и мать не отпускала ее одну, однако девушка настояла на том, что хочет искупаться в реке. Мать опасалась, что Энлиль, часто гулявший в тех местах, застанет дочь и начнет ее домогаться, поэтому мать объясняет Нинлиль, как нужно вежливо отказывать Богу.
"Я еще молода. Еще не созрели груди мои, и рот мой мал, не знает он поцелуев."
Так и сказала Нинлиль Энлилю, который издалека увидел ее и тут же примчался. Энлиль удалился, якобы примирившись с отказом. Однако, когда осмелевшая девушка пришла купаться на следующий день, он ее уже поджидал. На этот раз Энлиль не слушал Нинлиль и попросту изнасиловал ее. За свой поступок ему пришлось ответить: старшие Боги не прощали изнасилований, даже если оно совершенно одним из них, и прогнали Энлиля под землю. На удивление, Нинлиль последовала за ним, привязавшись к нему. В подземном мире она родила от него Бога Солнца - Нанну, и еще троих детей, которыми пришлось пожертвовать, чтобы Энлиль, Нинлиль и Нанну смогли покинуть подземный мир.
Когда Энлиль вышел из подземного мира, его брат Энки уже создал людей, и эти создания сильно раздражали Энлиля, поэтому он стал жить на небе с Нинлиль, изредка насылая на смертных эпидемии и засухи. Великий потоп, который изначально принадлежал шумерским мифам, тоже был его решением.
В позднем мифе действие происходило уже после создания людей, и Нинлиль не была Энлилю близкой родственницей: на этот раз она была дочерью Нидабы - богини поэтической и научной мысли, покровительствовавшей библиотекам и образованию. И город, в котором жила Нинлиль, принадлежал самой Нидабе. Встреча произошла в воротах города, и Энлиль был весьма любезен с девушкой по сравнению с ранней версией мифа:
"Дай я одену тебя в одеяния владычицы. В те одеяния, что знатность даруют и тем, кто ничего не имеет кроме красоты."
Однако девушка посчитала, что он принял ее за проститутку и в сердцах послала его. Энлиль пытался оправдаться, что намерения его честны, и что он ищет себе супругу, но она его не слушала. Поэтому Энлиль отправил своего советчика к Нидабе с подарками, и та согласилась отдать дочь за дары. Нинлиль попросту не могла перечить матери, хотя ее нежелание было видно хотя бы по тому, как она принимает дары: она не брала их в руки, лишь касалась пальцем в знак принятия.
Они поженились, и в описании брачной ночи видно, что Нинлиль не особо пылает к своему мужу: "Невеста вожделения его не прерывала и стала женою".
Итак, мы имеем две разные версии одного и того же события. В первом варианте мифа виден порывистый Бог ветра, к которому привязывается девушка. Он терпит лишения, и его озлобленность по отношению к смертным и замкнутость по отношению к другим богам вполне оправданы. Второй же вариант представляет нам его, как относительно приятного парня, который попросту выкупил девушку у матери. Здесь показаны свадебные обычаи шумеров, где эмоции почти не играют никакой роли, а девушка лишь собственность.
Но вторая версия не дает ответа на главный вопрос: "А почему тогда Энлиль был такой злобный?" И правда, зачем славному, не знавшему лишений Богу, так ненавидеть людей и избегать разговоров с собственными братьями? Ранний вариант куда больше отвечает характеру и показывает всю, свойственную Энлилю, порывистость.
Хочешь знать больше о шумерских богах? Подпишись на мой канал!