Психологические критерии готовности ребенка к школьной жизни и способы помочь ему.
Под психологической готовностью к школе понимается момент, когда дошкольник достиг необходимого уровня психического развития, когда он способен успешно участвовать в школьном обучении.
Существует 3 основных критерия, указывающих на готовность ребенка сесть за парту.
Мотивация к учебе
Должно присутствовать желание учиться, способность соблюдать правила и нести ответственность. Важно, чтобы ребенок также умел различать социальные роли и достигать желанного результата (к примеру, сдерживая свою импульсивность). Если стремления учиться нет, в школу идти рано.
Эмоционально-волевая сфера
Первоклассник физически должен быть способен высидеть целый урок или хотя бы полчаса. Причем не просто преодолевая собственные импульсы, а постоянно удерживая внимание на том, что происходит в классе, пусть это и не всегда интересно.
Дети, эмоционально-волевая сфера которых развита недостаточно, демонстрируют 2 варианта поведения:
1. Лезут под парту, встают, активно двигаются, переговариваются с одноклассниками.
2. Тихо сидят, никого не трогая, но мыслями находятся далеко от учебы.
Моторика и интеллект
Проблемы в этой области заметить легче всего, поскольку именно на их обнаружение направлено большинство заданий и тестов для дошколят. После их прохождения фиксируется, сколько времени понадобилось на счет или чтение, сколько слов сумел запомнить и прочее.
Крайне важно, чтобы возрасту ребенка соответствовало развитие моторных процессов. Особенно это относится к способности читать, удерживая взгляд на одной строке, и писать, сохраняя буквы ровными и одного размера.
Пока мозг «не дорастет» до этого, дошкольник просто физически не сможет выполнить требуемое, или будет делать это недолго и с большими усилиями.
Если ребенок не готов к первому классу, но обстоятельства не позволяют отложить начало обучения, помогут следующие действия:
· Не заменяйте походы в школу посещением альтернативных занятий в секциях и кружках.
· Договоритесь об «упрощенном» режиме со школой. Отдельные задания на дом, посещение занятий 3-4 раза вместо 5 или что-то еще. Главное, объясните преподавателю проблему, и он пойдет навстречу.
· Не ждите невозможного. Не давите на ребенка, если он может решить только 1 пример из 4. Делайте перерывы и паузы при появлении усталости и увеличивайте нагрузку постепенно.
· Помогите преодолеть «игровой» этап развития, но смените формы. Чтобы не затянуть процесс, найдите специальные игровые группы, добавьте в повседневные дела элемент приключений.
· Не ругайте за ошибки. Нет ничего страшного в не сделанном домашнем задании, зато конфликты в семье на почве учебы могут привести к ненужным комплексам.
---------------------------------------------------------------------------------------------
Лайкайте публикацию и подписывайтесь на наш канал, чтобы мы писали для вас еще больше интересных статей.