Все началось с маленькой заметки, которую парторг деревообделочного цеха Улан-Удэнского судостроительного завода Виктор Афанасьевич Влащенко увидел в газете "Правда Бурятии". Бригада стропальщиков треста "Нижнеангарсктрансстрой" решила отработать шестьдесят часов во внеурочное время и заработанные деньги перечислить в Советский фонд Мира.
Виктор Афанасьевич аккуратно вырезал заметку и пришел на столярно-монтажный участок, показал мастеру Шагжиеву:
-Как думаешь, Шагжи Арсентьевич, наши ребята смогут?
- А ну, пойдем к Николаю! Этим парням все новое с руки, - сразу
предложил Шагжиев.
Номоконов, бригадир судовых столяров, тут же собрал бригаду.
- Ну, почин бригады участка БАМа Александра Брянского мы поддержали, рассказывает он. Обсудили все члены бригады и решили — это дело хорошее, нужно внести свой вклад в подготовку к празднованию шестидесятилетия образования СССР. Шестьсот часов, которые мы обязуемся отработать, они нам дадут… один катер обстроить и одну баржу дополнительно.
Бригада состоит из десяти человек. В основном, это старые работники. Настроение бодрое.
-Деловое,да?
- Да, деловое.
- Трудно будет - выполнять такое задание?
- Да нет, не трудно. Нам нужно каждую неделю отрабатывать по два часа сверхурочно. Или один день добавлять в месяц.
- И какая доля от заработка за этот трудовой день будет отдана в фонд Мира?
- Дневной заработок, тариф.
Мы собрались вчетвером. Мои собеседники - бригадир Николай Афанасьевич Номоконов, член бригады Гурьям Дмитриевич Доржиев и Шагжи Арсентьевич Шагжиев - мастер участка и председатель цехового комитета профсоюза. По специальности он - инженер-механик, работает на заводе тринадцатый год, если считать пять лет учебы на направлению завода в технологическом институте. К коллективу своему привык. И показал себя прекрасным руководителем-организатором.
- Мы решили почин бригады Номоконова просто распространить у себя на заводе, - говорит Шагжиев, - и у нас получилось отлично, потому что в течение полутора дней у нас в цехе десять бригад уже приняли вот эти обязательства, поддержали целиком и полностью почин бригады Николая Номоконова.
Дело в том, что мы решили заработанные деньги вложить в фонд мира. Идея была такова, что… положение международное… Все руководители у нас, начиная с бригадира, мастера все у нас являются агитаторами и политинформаторами. Это - прямая наша обязанность. Ну, и, естественно, нам помогает партийная организация, администрация тоже не стоит в стороне. В общем-то, все мы, целиком и полностью, сообща работаем, чтобы у нас все было хорошо.
- У вас много в цехе старых, кадровых рабочих, ветеранов производства? - спрашиваю я у Шагжи Арсентьевича.
- Не так уж много сейчас стало, процентов двадцать - кадровые работники.
- И им, конечно, ведущая роль принадлежит во всех делах?
- Обязательно! Мы по их примеру работаем. Вот хоть я и специалист, но тоже придерживаюсь их мнения. И помогают, конечно, наши старые, кадровые работники. Вот, например, Павел Матвеевич Ишков у нас уже лет двадцать, наверное, работает. Леонов Владимир Андреевич, столяр, тоже… Ну, они работают по линии товаров народного потребления.
Параллельно с нашим участком работают женщины ~ судовые маляры, тоже передовики, ударники коммунистического труда. Там Полина Дмитриевна Хомякова - бригадир, Синицына Людмила тоже является кадровым работником.
- Бывает так, Шагжи Арсентьевич, что "старики" вдруг начинают недоверчиво относиться к молодёжи? Как у вас в коллективе построены взаимоотношения между молодыми и старыми? На чем они основаны?
-У нас кадровые работники сразу смотрят: молодой человек пришел устраиваться на работу. И вот ветеран подходит ко мне, допустим, или к начальнику придет, или к инструктору подойдет и говорит:
- Мне вот этот парень нравится, я его беру сразу, без разговоров даже.
Мы у него спрашиваем:
- Как ты узнал, что этот парень тебе подходит? Вдруг он не сможет работать в бригаде у тебя?
- А я, - говорит, - вижу, меня, - говорит, - не обманешь. И потом в итоге он видит, что не ошибся. Или до армии, учеником, скажем, мы принимаем всех. И они у нас работают. Много таких у нас сейчас парней: Абрамов недавно пришел, отличный парень, Андреем его звать. Ну, и Еремеев сейчас, вот мы должны проводить его в армию. Хорошие ребята у нас.
Допустим, до армии поработали ребята у нас на заводе, они приходят после армии сразу в цех, в родной цех, приходят и сразу напрашиваются: я пойду, допустим, в бригаду Леонова. Леонов - серьезный товарищ, он бригадир у нас, мастер своего дела. И пойду, говорит, к своему бригадиру.
Пожалуйста, никто не откажет! И он будет работать! Вот такие дела у нас.
- Значит, ветераны таким образом претворяют в жизнь традиции завода, продолжают их, да?
- Обязательно!
Поскольку мы говорим сейчас о подготовке к шестидесятилетию образования СССР, невольно возникает разговор об интернационализме, о том, что в коллективах у нас работают и дружат между собой люди разных национальностей. Чувствовали ли вы когда-нибудь какую-то разницу?
- Я никакой разницы не чувствую, - отвечает Шагжи Арсентьевич, -
у меня, например, параллельно со мной работает Володя Сумцов, мы с ним подружились быстро и работаем параллельно. Я никакой границы не вижу: он или я. Вот и работаем.
У нас в цехе очень много национальностей: татары есть, буряты, русские, украинцы, белорусы, с Волги есть ребята тоже, девчата тоже есть. Работаем, единая семья, дружная, интернационализм целиком и полностью, можно сказать.
У нас в цехе многие девчата работают, у них мужья русские, а сами бурятки. И по-бурятски и по-русски разговаривают между собой. Живут хорошо, дружно, дети у них растут: по двое, по трое детей у некоторых.
Знаменательно, что почин бригады Николая Номоконова первыми поддержали женщины - бригада Галины Хомяковой с параллельного участка судовых маляров, руководит которым мастер Лидия Павловна Малинина. Когда об этом узнали ребята, заулыбались:
- Понятно, Николай! Ведь в этой бригаде жена твоя работает.
- Не без этого, - коротко отшутился Николай. И добавил: - Семейная традиция!
О семейных традициях на участке Шагжиева говорят по большому счету и имеют в виду прежде всего, что семьей для всех стал рабочий коллектив. Взять хотя бы такой немаловажный вопрос, как возвращение после службы в армии молодых рабочих в свою бригаду, к своим наставникам. Вернулся сам бригадир. До сих пор тепло вспоминает о своем учителе Павле Матвеевиче Ишкове.
Бывает и так, что не понравилась работа молодым ребятам, уходят на другие предприятия. А потом возвращаются. Шагжи Арсентьевич рассказывает:
- Вот Анохов Николай со своим товарищем вернулись. Работали у нас. Ушли. И снова захотелось на завод. И в тот же цех, и на тот же участок. Говорят: "Мы походили, ну, ошибка была, мы вернулись к себе. Как-то здесь все близко, все знакомо, легко работается".
- А почему ушли?
- Ошибочка вышла. И всё. Единственный ответ. Вот сейчас они вернулись, работают. План дают сто двадцать - сто тридцать процентов.
От молодых здесь не отмахиваются, напротив, стараются сразу взять их под свою опеку, научить мастерству, приобщить к делам, заботам коллектива. И, конечно, подают пример.
Восемь лет работает на заводе Гурьям Дмитриевич Доржиев. Первые шаги в судостроении делал он под руководством опытного ветерана производства Георгия Фомича Козунова. Теперь работает самостоятельно в бригаде Номоконова, есть уже у него и свои ученики. Первого проводил в армию, а теперь помогает осваивать профессию второму, Виктору Лубсанову. К коллективу своему очень привязан, и на мой вопрос, смог ли бы он уйти на другое предприятие, ответил:
- Нет, я места по душе больше не нашел бы, наверное. Я освоил хорошо свою профессию, своё дело, ну, и нет надобности. И основное, конечно, - коллектив. И люди хорошие окружают в цехе. Как их бросишь?
- Дезертирство будет! - поддерживает товарища Номоконов.
- Вот они как два брата. Уже сколько лет работают вместе. Как два брата! Их не разлучишь никогда. Если надо, значит, они вдвоем выходят, работают, помогают молодым ребятам. Вот они вдвоем и делают там, как говорится на нашем языке, погоду. Так и живут ребята! Все вместе.
Все вместе - ради общего дела! И партийная, профсоюзная организации стараются поддержать этот настрой рабочих, сделать его нормой жизни коллектива.
(Радиоочерк журналиста Бурятского радио Лидии Мельниковой, звучал по радио в советское время, должен был войти в книгу "Золотые россыпи душ", которая готовилась к печати в 1984 году)