Найти тему

Читать важно

В век айпэдов и гаджетов чтение отходит на второй план. А хорошо ли это?

Возможно, некоторые помнят лозунги советской эпохи «Книга – лучший подарок», «Любите книгу – источник знаний». Нет СССР, но, поверьте, лозунги эти верны и поныне.

Давайте подумаем, почему читать важно? Дело в том, что чтение развивает интеллект, способности, память и волю. Считается, что интеллект – основной показатель развития. На самом деле, сам по себе интеллект ещё не гарантия развития, не гарантия успеха в жизни. Интеллект надо уметь развить, приложить, использовать. И чтение помогает в этом.

Если человека в детстве не научить толком читать, то это значит, что у него не разовьётся рабочая память. Его память не будет работать, потому что не будет материала, на котором она могла быть натренирована. Ведь с психологической точки зрения, приобретение навыков чтения – это комплексное умение. Оно состоит в соотнесении знаков и звуков – так развивается фонематическая память. Оно предполагает понимание – соотнесение слов и объектов, слов и действий, слов и чувств, слов и мыслей, соотнесение мыслей между собой. Так развивается семантическая память. Умение мыслить облегчается умением записать думаемое, умением прочитать написанное другими.

Чтение предполагает и запоминание. Надо помнить начало фразы, чтобы понять её конец, начало абзаца, чтобы понять завершение, начало текста, чтобы понять его финал. При этом память тут не просто фиксирует что-то, но и активно перерабатывает информацию.

Попробуем прочитать: «Ехали медведи… на велосипеде. А за ними кот – задом наперёд». Ведь могло быть «Ехали медведи / в цирк / в клетке / в самую жару в зоопарк». Сколько возможностей для продолжения фразы! При понимании надо уметь вовремя перестроиться, вовремя понять синтаксический вариант развития фразы из множества возможных. «А за ними кот» – тут пропущён глагол «ехал». Его надо вставить, чтобы понять фразу. «Задом наперёд» – надо уметь это представить, да ещё понять, что это про кота, который тоже ехал на велосипеде.
Это очень непростой труд – понимание текста.

И, конечно же, чтение предполагает использование информации. Даже если это не инструкция, всё равно знания надо уметь применять. Физика, химия, биология дают нам очень много информации, которой надо уметь воспользоваться. Если выработаны навыки чтения – развита рабочая память – то и математические символы усваиваются лучше. Психологические исследования показывают, что если развиты навыки чтения, то развивается зрительная и пространственная память, которые выполняют роль школьной доски, где можно разместить любые символы – словесные или математические.

Чтение формирует и способность к концентрации, к сосредоточенности, усидчивость. А это ещё один компонент будущих способностей к обучению. Если ребёнок может не отвлекаясь читать длительное время, то улучшается его поведение, он учится контролировать свои импульсы. А это также очень важный показатель будущих успехов ребёнка. Дело в том, что низкая рабочая память обычно сопровождается «плохим» поведением. Дети отвлекаются, подвержены перепадам настроения, не успевают за другими. Неуспех приводит к снижению самооценки. Плохо, если они не могут контролировать своё внимание и не могут вовлекаться в работу класса. А этот показатель – включённость в работу – очень важен для успеха. Поэтому скажу ещё раз: говорить об интеллекте, или о памяти, и не говорить о поведении уже не достаточно.

Всё, что верно в отношении ребёнка, верно и в отношении взрослых или пожилых людей. Приостановить ослабление памяти, улучшить свою рабочую память никогда не поздно.

Закончу статью словами А.С. Пушкина: «Чтение – вот лучшее учение!»

http://virastaika.ca/
А если статья вам была полезной – не забудьте лайкнуть.
Подписывайтесь на канал, впереди будет еще много интересного.