Найти тему
Что там у?

Как работают японцы?

Правительство Японии хочет, чтобы японцы работали меньше, но традиции и привычки японцев пока сводят все реформы на нет

Японская работа, как известно, тяжела - об этом свидетельствует обилие коматозных пассажиров в пригородных поездах. Многие мужчины работают так поздно или настолько много пьют после работы, чтобы снять стресс, что они даже не добираются до дома. Поэтому в магазинах в деловых районах Нагои, Осаки и столицы на следующее утро можно увидеть офисных рабочих, покупающих дешевую рубашку и галстук.

Двенадцатичасовые рабочие дни являются обыденностью. Праздничных дней в году (по крайней мере, в самом начале карьеры) всего десять, но японские рабочие, в среднем, используют их только наполовину. Япония возглавляет глобальный рейтинг в отпуске по уходу за ребенком до года. Тем не менее, едва ли даже 5% мужчин используют это, и то обычно всего на несколько дней. И та же Япония дала миру термин кароши (karoshi), или смерть от переутомления.

-2

Японская система работы сформировалась после второй мировой войны, когда побежденные солдаты императорской Японии поменяли солдатскую униформу на костюмы. Эти работники (их еще называют саларимены - salarymen) стали ударными батальонами японского экономического чуда, восстановив страну в эпоху японского экономического чуда, когда Япония в течение почти 40 лет росла со среднегодовым темпом в 10%. Компании срочно нуждались в большом количестве мужчин-рабочих. Женщины работали секретарями, и как только находили мужа (часто на работе) становились домохозяйками. В обмен на абсолютную лояльность работники крупных компаний получали регулярный рост заработной платы, щедрые льготы и гарантии занятости на всю жизнь. Очень часто связи с компанией были сильнее даже семейных связей.

Но эта же модель сейчас сдерживает Японию. Это прискорбно для работников-мужчин, тем более, что компании больше не зарабатывают деньги, чтобы предлагать новым работникам те же преимущества и гарантии. Для женщин все еще хуже. Те, кто преуспевает на рабочем месте, где доминируют мужчины, рискуют всем, если у них появятся дети, так как в японских условиях крайне трудно продолжить карьеру. Многие женщины вообще не возвращаются на работу. Что касается молодежи Японии, то многие отказываются от корпоративной жизни и вместо этого открывают или обслуживают бутики, кафе и тому подобные предприятия. Тем самым они зачастую соглашаются на более низкую зарплату, но не утомительную работу в мрачных офисах.

Ничто из всего перечисленного не помогает компаниям - у Японии самая низкая производительность среди всех стран, входящих в G7.

Правительство и бизнес Японии признают эту проблему, но сталкиваются с большими внутренними проблемами при борьбе с ней. Даже организованная в 2005 году кампания «Cool Biz», когда людей в офисе заставляли на работе снимать галстуки и пиджаки, была мотивирована не желанием сделать для работников хорошие условия, а желанием съэкономить на летнем кондиционировании. Чиновники так одеваются лишь в самые жаркие летние месяцы, но сотрудники в банках и подобных компаниях не осмеливаются даже на это.

-3

При этом общественное давление на создание лучшей рабочей среды увеличивается. После того, как молодая работница в Dentsu, японском рекламном гиганте, совершила самоубийство в 2015 году, суд постановил, что это было из-за karoshi. Но в более широком смысле, в то время, как одновременно растущая экономика и сокращающееся население создают крайне серьезную нехватку рабочей силы, компании с репутацией изнурительной работы борются за привлечение персонала. Многие работники, которые во время своего карьерного роста редко видели своих детей, теперь задаются вопросом, стоило ли карьера этой жертвы.

Но некоторые компании действительно пытаются изменить ситуацию. Консультант по вопросам психологического состояния сотрудников говорит, что она никогда не пользовалась таким большим спросом. Панасоник, которая в 1965 году стала первой из японских компаний с пятидневной рабочей неделей, теперь позволила своим сотрудникам работать из дома и носить в офисе джинсы. Тем не менее мощные инстинкты соответствия и самопожертвования по-прежнему характерны для японского общества. Панасоник признает, что лишь немногие готовы рано уйти с работы или носить джинсы, прежде чем другие коллеги осмелятся сделать то же самое. Поэтому людям, обладающим властью, приходится показывать личный пример. Токийский губернатор Юрико Койке закрывает свой кабинет каждый вечер в 8 вечера; и у персонала нет иного выбора, кроме как уйти. После нескольких недель жарких дебатов о радикальных изменениях, японский парламент недавно все-таки принял смягченный закон, по которому сверхурочные часы были ограничены 100 часами в месяц.

Это губернатор Токио Юрико Койке
Это губернатор Токио Юрико Койке

Однако японцы продолжают работать долгие часы, потому что почти все крупные компании продолжают оценивать сотрудников не по их заслугам, а по возрасту и количеству лет в компании. По закону практически невозможно уволить некомпетентного сотрудника, нанятого на постоянный контракт. Только кардинальный пересмотр системы труда будет полезным. Прежде всего, закон должен облегчить процедуру найма и, особенно, увольнения, чтобы люди меняли работу гораздо чаще, чем сейчас. Это встряхнет отношения между работодателями и работниками. Производительность повысится. Рабочие места будут более разнообразными. У женщин будет гораздо больше шансов.

Если улучшаться перспективы нахождения работы, то пары смогут заводить больше детей - это одержимость японских демографов, которые беспокоятся о снижении и старении населения страны.

Экономисты считают, что для Японии пришло время для изменений. Сейчас экономика находится в относительно хорошей форме. Японские компании желают адаптироваться, чтобы быть конкурентоспособными за рубежом. Однако слишком многие многие рабочие нетребовательны, и конформизм остается сильным, а на работе он даже больше, чем где бы то ни было. Изменения происходят, но слишком медленно.

КРАТКО: Японцы работают слишком долго, но неэффективно. Всему виной инстинкты соответствия со стороны работников и недостаток желания что-либо менять со стороны компаний. Если изменения произойдут, то одновременно увеличится производительность труда, создастся больше рабочих мест, больше женщин сможет работать и пары смогут заводить больше детей. Однако пока что изменения почти не происходят.