Ремень газораспределительного механизма (ГРМ) является основной частью кинематического механизма, связывающего вращательный момент коленчатого и распределительного вала (коленвала и распредвала соответственно).
Синхронизация угловых моментов вращения коленвала и распредвала определяет важнейший параметр работы двигателя внутреннего сгорания – угол зажигания. Для каждой модели двигателя разрабатывается специальный типоразмер ремня ГРМ. Его основные геометрические параметры:
- длина;
- ширина;
- расстояние между зубьями;
- количество зубьев.
Некоторые модели силовых агрегатов имеют приблизительно одинаковые параметры кинематической схемы, ремни отличаются только по количеству зубьев. Насколько опасно установить другой комплект с иным числом зубьев.
Ситуации возможной некорректной установки узлов ГРМ
В практике ремонтных работ возможны следующие ситуации:
- двигатель поступил в ремонт без ременной передачи;
- устройство сильно механически повреждено;
- в продаже нет соответствующей запчасти;
- первоначально была установлена неродная запчасть;
- по невнимательности.
Как механически изменяются параметры газораспределительного механизма в таких случаях
1. Передаточное число (обычно 1 к 2) между коленвалом и распредвалом не изменяется, так как оно зависит от отношения количества зубьев на их шестернях. Это плюс.
2. Зажигание в большинстве случаев точно выставить по меткам не удается. Например, если количество зубьев не 100, а 101, то формируется погрешность около 1%, то есть 0,01. В пересчете на 360 градусов кругового вращения это около 3,6 градусов. Эта смещение величины угла зажигания существенно влияет на работу двигателя. Зажигание изначально будет ранним либо поздним. Зависит все от того, установить «лишний» зубчик против часовой стрелки или по вращению. Чем грозит такое изменение:
- самое серьезное – поршни «встретятся» с клапанами, что приведет к необходимости капиталки;
- двигатель не будет запускаться, его будет блокировать система управления силовым агрегатом, которая увидит нарушение угла зажигания;
- некорректная работа двигателя приводит к увеличению расхода топлива, увеличению токсичности отработанных газов;
- уменьшение крутящего момента двигателя.
3. В некоторых моделях двигателей имеется возможность регулировки угла зажигания в небольших пределах. Этим можно скомпенсировать недостающий или лишний зуб. В таком случае есть вариант рискнуть установить «неправильную» запчасть, если ее можно натянуть с помощью родного натяжительного ролика.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Каждый день мы публикуем новые интересные статьи.