Найти тему
Записки истории

Мастер воздушного боя

Июль 1941 года... Настороженная, погруженная в ночную тьму Москва военного времени. Но вот пронизывающий звук сирены предупреждает о приближении к столице вражеских самолетов с паучьей свастикой; голос диктора по радио возвещает: «Граждане, воздушная тревога, граждане, воздушная тревога»...

Жители Москвы во время воздушной тревоги в бомбоубежище, расположенном в подвале жилого дома. 1941 г.
Жители Москвы во время воздушной тревоги в бомбоубежище, расположенном в подвале жилого дома. 1941 г.

И тогда лучи прожекторов во всех направлениях рассекают ночное московское небо, зенитчики начинают бить из своих орудий, а летчики на своих истребителях взвиваются .вверх, чтобы, вступив в бой с фашистскими самолетами, разбить, рассеять их на подступах к столице, не подпустить к родной Москве.

Вид на Кремль во время воздушного налёта, июль 1941-го
Вид на Кремль во время воздушного налёта, июль 1941-го

Великой чести быть защитником Москвы удостоился летчик Константин Николаевич Титенков. Его имя узнали москвичи вскоре после первых налетов фашистской авиации на нашу столицу. Замечательный мастер своего дела, Титенков обладал исключительной отвагой и энергией, умением разгадывать приемы противника, точно рассчитывать свои удары. И главное, он беспредельно любил свою Родину, и эта любовь явилась источником его мужества, мастерства и отваги.

Титенков Константин Николаевич — командир эскадрильи 11-го истребительного авиационного полка (6-й истребительный авиационный корпус, Московская зона ПВО), капитан. Готовность №2 — дежурство возле самолета. Кадр из «Боевого киносборника №5» за 1941 г.
Титенков Константин Николаевич — командир эскадрильи 11-го истребительного авиационного полка (6-й истребительный авиационный корпус, Московская зона ПВО), капитан. Готовность №2 — дежурство возле самолета. Кадр из «Боевого киносборника №5» за 1941 г.

Командир эскадрильи Титенков был строгим и требовательным учителем. Он воспитывал в своих летчиках смелость, хладнокровие, способность к решительным действиям. Не было случая, чтобы он не подверг критическому анализу полет любого из своих воспитанников, равно как и свои полеты. Эта непрерывная учеба, совершенствование мастерства давали результаты. На своем истребителе капитан Титенков сбил шесть фашистских самолетов на подступах к Москве. Немало вражеских машин, получивших повреждения в боях с Титенковым, вынуждены были повернуть от нашей столицы. Он был грозой для воздушных фашистских пиратов на подступах к Москве.

Капитан К. Титенков после боевого вылета 20 августа 1941 года, в котором был сбит немецкий бомбардировщик « Дорнье Do 217» в районе Ржева.  Кадр из «Боевого киносборника №5» за 1941 г.
Капитан К. Титенков после боевого вылета 20 августа 1941 года, в котором был сбит немецкий бомбардировщик « Дорнье Do 217» в районе Ржева. Кадр из «Боевого киносборника №5» за 1941 г.

Уже в первом ночном воздушном бою 22 июля 1941 года К. Титенков вступил в единоборство с головным фашистским бомбардировщиком, который вел за собой группу Ю-88 на Москву. Советский истребитель огнем трассирующих пуль преградил вражескому самолету путь на Москву. Затем метким огнем капитан Титенков ударил по фашистскому стрелку-радисту и заставил его замолчать. После этого он поджег вражескую машину. Фашистский флагман спешно скинул груз бомб уже без всякой цели и, свернув с курса на Москву, пытался уйти. Но Титенков упорно преследовал его и вел огонь до тех пор, пока тот не рухнул в лес.

Капитан Титенков К.Н. у сбитого самолета.
Капитан Титенков К.Н. у сбитого самолета.

Как выяснилось позже, вражескую машину пилотировал летчик в чине полковника, награжденный двумя орденами «Железного креста», которые он получил за бомбардировку европейских городов. Об этом же свидетельствовала найденная в кабине сбитого самолета маршрутная карта.

Лётчики-истребители Московской зоны ПВО, награждённые орденами Союза ССР за проявленное мужество и умение в отражении налётов вражеской авиации на Москву. Слева направо: младший лейтенант В. В. Бокач, капитан К. Н. Титенков н лейтенант В. Д. Лапочкин. Справа — один из сбитых ими фашистских бомбардировщиков. Фото С. Коршунова. Газета «Красная Звезда» № 173 (4928) от 25 июля 1941 года.
Лётчики-истребители Московской зоны ПВО, награждённые орденами Союза ССР за проявленное мужество и умение в отражении налётов вражеской авиации на Москву. Слева направо: младший лейтенант В. В. Бокач, капитан К. Н. Титенков н лейтенант В. Д. Лапочкин. Справа — один из сбитых ими фашистских бомбардировщиков. Фото С. Коршунова. Газета «Красная Звезда» № 173 (4928) от 25 июля 1941 года.

За победу в этом бою капитан Титенков удостоился высокой награды. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 года Константин Николаевич Титенков был награжден орденом Ленина.

В Центральном музее Вооружённых Сил хранится листовка «Воздушный богатырь», в которой рассказывается о героизме капитана К. Н. Титенкова, уроженца Ярцевского района Смоленской области.
В Центральном музее Вооружённых Сил хранится листовка «Воздушный богатырь», в которой рассказывается о героизме капитана К. Н. Титенкова, уроженца Ярцевского района Смоленской области.

Шло время... Константин Титенков продолжал совершенствовать свое боевое мастерство в воздушных боях при защите Москвы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 ноября 1941 года за выдающиеся подвиги и героизм, проявленные при защите Москвы, ему было присвоено высокое звание Героя Советского Союза (посмертно).

Герой Советского Союза (посмертно) капитан Титенков К. Н. Август 1941 г. 10 октября 1941 года при выполнении боевого задания самолёт Титенкова был подбит. Заходя на посадку в сложных метеоусловиях и при недостатке горючего он разбился недалеко от аэродрома Кубинка...
Герой Советского Союза (посмертно) капитан Титенков К. Н. Август 1941 г. 10 октября 1941 года при выполнении боевого задания самолёт Титенкова был подбит. Заходя на посадку в сложных метеоусловиях и при недостатке горючего он разбился недалеко от аэродрома Кубинка...

Спасибо за прочтение, подписывайтесь и ставьте «Палец вверх»

-9