Найти тему
Вокруг денег

Микрозаймы в России: как устроен бизнес на нищих?

Большинство микрофинансовых организаций (МФО) в России предоставляют займы "до зарплаты" (на Западе называются PDL - payday loan).

Наши МФО часто прикрываются зарубежным положительным опытом, приводя в пример лауреатов Нобелевской премии мира 2006 г. Мухаммада Юнуса и основанный им "Grameen Bank" (Бангладеш). Но принципиальное отличие в том, что "Grameen Bank" выдаёт займы бедным сельским жителям на старт своего микробизнеса (20 долларов на покупку козы, например), а не на бухло, и под 1.5-2% в месяц, а не в день.

Обладатель Нобелевской премии 2006г., основатель "Grameen Bank" Мухаммад Юнус
Обладатель Нобелевской премии 2006г., основатель "Grameen Bank" Мухаммад Юнус

Экономика обычной российской микрофинансовой компании выглядит примерно так: клиент берёт заём 4 тыс. руб., отдает через месяц-полтора 8 тыс.руб., т.е. переплачивая ещё 4 тыс. руб. (да, берет изначально как будто на неделю, но получается вернуть обычно существенно позже и, как результат, с более высокими процентами)

На что уходит эта переплата? Укрупнённо:

2 тыс. руб. - на погашение займа за другого клиента, который не вернул деньги (поскольку каждый третий заём не возвращается)

1 тыс.руб. - на покрытие расходов микрофинансовой компании: аренда помещения, ремонт, зарплата сотрудников и прочие издержки

1 тыс.руб. - прибыль МФО.

Конечно, более точные цифры зависят от конкретной финансовой модели: процентных ставок, расположения офисов и т.д. Всё это математическими методами довольно детально просчитывается.

С неплательщиков безусловно определённые суммы вытаскивают коллекторы - это, как правило, не мордовороты с утюгами и паяльниками (овчинка не стоит выделки), а обычные люди, у которых здесь и сейчас нет другой работы.

Итак, 500 клиентов за месяц - уже полмиллиона рублей ежемесячной прибыли.

-2

5-10% клиентов практически каждого российского города являются постоянными клиентами МФО, обращаясь за займами несколько раз в год.

Поэтому 50 тыс. населения города (района) достаточно для того, чтобы МФО собрать необходимую клиентскую базу. Офисы размещаются в максимально проходимых местах - около станций метро, рынков - с максимально яркими вывесками, зачастую дополняемыми нелегалами-промоутерами и звуковой рекламой.

В подавляющем большинстве случаев клиенты - это люди, которым ни один банк, ни один друг и ни один родственник денег не даст. МФО тоже дают займы не всем, но проверка не такая строгая, как в банке - просто на первый раз выдается минимальная сумма - допустим, 1000 руб. "Проверенным" клиентам сумма займа в следующий раз увеличивается. Незаметно клиент "подсаживается на иглу".

 Зачастую мы видим вывески "займ" (через "й").
Зачастую мы видим вывески "займ" (через "й").

Зачастую мы видим вывески "займ" (через "й"), хотя по правилам русского языка пишется "заём". Но клиенты таких компаний редко ходили в школу - им так понятнее.

Бизнес микрозаймов "до зарплаты" не поднимает экономику города (страны), а всего лишь делает бедных и глупых ещё более бедными и глупыми, а владельцам компаний даёт возможность покупать крутые тачки.

А экономическая модель такого бизнеса - эта высшая математика, работающая на службе дьявола.

Друзья! Ваши лайки, комментарии и, конечно, репосты в социальных сетях очень помогут развитию канала!

Подписывайтесь - будет много актуальной информации из мира экономики и финансов!