Найти тему
Наука, техника и люди.

Творцы машин. Первое применение гироскопа - его вставили в торпеду, чтобы она попадала вцель.

Торпеды, изобретенные Уайтхедом совершенствовались все больше и больше. К 1889 году заряд взрывчатки был увеличен до 72 кг, скорость возросла до 55 км в час, а дальность действия составляла примерно 1 километр. Но торпеда по-прежнему сворачивала с прямолинейного курса куда хотела.

Австрийский инженер Л. Обри, служивший на флоте, взялся за решение этой проблемы. В "Общедоступной астрономии" Ф. Араго. можно сказать по счастливой случайности Обри обнаружил фразу: "Следовательно плоскость вращения диска волчка сохраняет то направление, которое ей первоначально дано". И ум инженера, бьющегося над сложной проблемой осеняет блестящая идея - гироскоп, помещенный в торпеду и соединенный с рулем должен задать ей прямолинейное направление.

С первой статьей, о конструировании торпед Уайтхедом, Вы можете познакомиться на моем канале, пройдя по этой ссылке.

Первый опытный образец был готов через несколько месяцев. В Адриатике выпустили 2 торпеды, с гироскопом внутри и без него. Торпеда без гироскопа на пути в 1 километр ушла в сторону от цели на 250 метров.

Торпеда Обри, волнообразно перемещаясь влево - вправо, попала в цель.

С той поры торпеды с гироскопом стали очень грозным оружием, а их конструкция в деталях совершенствуется и по сей день.

Момент вылета торпеды из орудия, 1918 год. Автор: неизвестен - Великая война в образах и картинах, 1914-1917, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=51902457
Момент вылета торпеды из орудия, 1918 год. Автор: неизвестен - Великая война в образах и картинах, 1914-1917, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=51902457

К 1910 году скорость торпед была 60 км в час, дальность до 5 км.

К 1938 году торпеды имели длину 6 метров, диаметр до 53 см. Воздух в резервуаре торпеды был сжат до 200 атмосфер. Для большей скорости и дальности воздух подогревали. Воздушный четырехцилиндровый двигатель Бротерхуда развивал мощность до 80 л.с. Вес заряда составлял 250 кг тринитротолуола (динамита).

-3

Какой же прибор Обри вставил в торпеду? Гироскоп. Основная часть прибора - тяжелый волчок, закрепленный в двух кольцах. Волчок располагался так, чтобы его ось лежала поперек торпеды. Одно кольцо соединялось с рулем.

Гироскоп из торпеды. Источник: musej-rijeka.hr
Гироскоп из торпеды. Источник: musej-rijeka.hr

Воздушная турбина раскручивала волчок до 10 000 оборотов в минуту и он становился свободным. Стоило торпеде отклониться, рулевой механизм, соединенный с гироскопом возвращал ее на прежний курс. Ротор гироскопа сохраняет свое положение и соответственно поворачивает руль.

Упрощенный рисунок ниже.

-5

Вот такое первое применение гироскопа, в военных целях, но это как раз и не удивительно.

Спасибо за внимание. Если было интересно, то не забывайте про лайки. Подписывайтесь, впереди много всего занимательного.