Найти тему
Кнопочки

Три аргумента ЗА физические наказания детей

С последующим разоблачением

Автор: Маргарита Румянова

Можно ли применять к ребёнку физические наказания? Казалось бы, ответ для современного цивилизованного человека очевиден: конечно же, нет. Но аргументы сторонников физических наказаний детей выглядят иногда весьма убедительно. Попробуем разобраться, чем являются ремень, шлепки и подзатыльники в воспитании и есть ли от них реальная польза.

Первое: «Человек – существо природное. А в природе детеныш может и лапой по загривку схлопотать, если не слушается».

С биологической точки зрения человек – по сути то же самое животное, только более развитое. А в природе мамы-зверушки раздают своим отпрыскам подзатыльники почём зря. Вы наверняка видели сюжеты программы «В мире животных», где львица отвешивала подзатыльник детёнышу, который, заигравшись, слишком сильно начинал теребить её за хвост. Медведица тоже вполне может угостить оплеухой Потапыча-младшего, убежавшего за пределы видимости матери. Кошек с котятами многие, думаю, наблюдали воочию. Мама-кошка тоже нередко поднимает лапу на непосед. А если человек – существо природное, то и вести себя может, как другие представители фауны. От природы же не уйдёшь. Убедительно?

"Отец сердито воя отшлёпал сорванца..." Помните стишок А.Барто про непослушного мишку?
"Отец сердито воя отшлёпал сорванца..." Помните стишок А.Барто про непослушного мишку?

Только не всё так просто. У животных подобная строгость является залогом выживания представителей вида. У людей иначе. Первобытные времена, когда люди жили в пещерах и каждый день подвергались опасности быть съеденным хищниками, давно прошли.

Теперь у людей послушание – не самое главное качество для того, чтобы человеческий вид сохранялся и развивался. Где-то даже наоборот. Непослушные и любопытные двигают прогресс. Это если мыслить глобально, эволюционными категориями. На более простом бытовом уровне можно ответить проще: ну не звери же мы, в конце-то концов.

Второе: «Наших предков били, и это считалось нормой».

В старину розги являлись неотъемлемой частью школьной жизни. Использовали их и дома. И простолюдины и аристократы могли «выписать ижицу» младшим членам семейства. И ведь росли дети, людьми становились, великие открытия совершали.

Но опять же, пробуем перенести опыт телесных наказаний предков в наши реалии. И что имеем? В старину наказания были не просто битьём, а целым ритуалом, направленным на выработку послушания как у самого провинившегося, так и у «зрителей», которые понимали: будешь нарушать установленные правила - тебя ждёт то же самое. Кроме того, пороли, шлёпали не спонтанно, а осознанно. Часто для наказаний отводился определённый день, когда всех провинившихся скопом наказывали в присутствии тех, кому это зрелище «прописывалось» для острастки.

Во многих книгах классиков, розги выступают практически самостоятельным персонажем.
Во многих книгах классиков, розги выступают практически самостоятельным персонажем.

А что теперь? Мать, видя, что ребёнок совершил нечто предосудительное, тут же замахивается и шлёпает его по мягкому месту. Это уже не наказание, а просто срыв, выход её эмоций, её гнева и возмущения.

Дело в том, что наказание в том виде, в каком оно присутствовало во времена Домостроя, не предполагало спонтанности. Оно было тщательно продуманным и исполнялось по прошествии определённого времени, когда все успели остыть и осознать, что кара заслуженна и неминуема.

Третье. «Нас били – ничего, выросли нормальными людьми».

В двадцатом веке телесные наказания в семьях постепенно переставали быть нормой. В советское время выпускали агитационные плакаты «Долой розги», призывающие воспитывать детей не битьём, а другими методами. Во многих странах телесное воздействие на детей объявлено вне закона. Родителей, которые поднимают руку на своих сыновей и дочерей, ждут серьёзные неприятности. Часто, перестраховываясь или просто собирая циферки для отчёта, работники специальных служб перегибают палку, и страдают невиновные родители. Из-за таких перегибов изначальная, гуманистическая, миссия запрета на физические наказания дискредитируется, и люди ставят под сомнения всю современную систему воспитания без порки. Отсюда и высказывания вроде «предки были правы, когда били».

Даже учитывая несовершенство и спорность современных тенденций воспитания, разумный человек должен осознавать, что «тогда» и «сейчас» – две большие разницы. Если в прежние времена от дисциплины зависела выживаемость ребёнка, то сейчас такой проблемы нет. Дети по большей части находятся под присмотром родителей, и провинности как правило связаны отнюдь не с нарушение правил безопасности (убежал в лес, на речку и т.п.), а с непослушанием: нагрубил, плохо учится. Жизненная необходимость в телесных наказаниях, которая была в давние времена, давно отпала. Мамы и папы шлёпают детей не в качестве наказания, а лишь под воздействием собственных эмоций. А это, согласитесь, совсем другое.

Получается, что, аргументы, работавшие двести лет назад, не работают сейчас. Значит, нужны другие подходы к воспитанию, без ремня и угла.

А как вы считаете? Поделитесь в комментариях.

Понравился материал? Жмите «лайк» – пустячок, но очень вдохновляет на новые статьи 😉
_________________________________________________________________________
У нас много интересного о воспитании детей без слёз и истерик. Подписывайтесь на канал "Кнопочки"!