416 подписчиков

В атаке лётчик-истребитель Алим Байсултанов

4,1K прочитали

В нашем полку служили русские, украинцы, белорусы, грузины, армяне, но мне особенно запомнился представитель маленькой национальности балкар Алим Байсултанов. Вместе с ним мне довелось неоднократно участвовать в воздушных боях, и я видел, что сама природа наградила его талантом летчика-истребителя.

Подвиги Героя Советского Союза Алима Байсултанова заслуживают целой книги. Приведу лишь два из его многочисленных боевых вылетов.

... Это было под Ленинградом. Мы стояли тогда на аэродроме «Бычье Поле». К нам приехал командующий Военно-воздушными силами КБФ генерал М. И. Самохин.

— Нужна срочная разведка, — сказал он мне, — и трудноватая. Кого пошлем?

— Лучше всего Байсултанова, — особенно не раздумывая, назвал я летчика.

— Подойдет, — одобрил он кандидатуру.

Получив от генерала необходимые указания, я вызвал Байсултанова на командный пункт.

— Вам есть задание. Готовы лететь? — спросил я летчика.

— Мне, одному? — удивился тот.

— Одному.

Летчик с тем же удивлением поинтересовался:

— Куда?

— На разведку.

— Слушаю вас, товарищ командир!

На одном из своих аэродромов фашисты сосредоточили большое количество самолетов, но сколько — требовалось разведать. Задание понравилось Байсултанову, он весь превратился в слух. Я мог лишь порекомендовать ему, как лучше действовать, остальное зависело от его находчивости и обстановки на месте.

— Вылетаю, — заторопился летчик.

Вскоре он ушел в небо, а позже мы узнали подробности его полета.

Применив военную хитрость, Байсултанов появился над вражеским аэродромом так низко, что гитлеровцы не успели открыть по нему огонь. Затем над самым взлетным полем он выпустил шасси машины и этим озадачил фашистов. Советский самолет вроде бы готовился к посадке. Ошеломленные и обрадованные гитлеровцы выложили ему посадочный знак.

Истребитель, как бы «промазав», пролетел мимо знака и вновь низко прошелся над аэродромом с другой стороны. Опять вроде бы хотел сесть, но не сел. Обманутые фашисты терпеливо ждали, не предпринимая никаких мер против советского разведчика.

Так Алим Байсултанов успел сфотографировать две линейки самолетов, да еще прострочить на прощанье пулеметным огнем стартовую команду на взлетном поле. Убрав шасси, летчик быстро скрылся в сторону моря.

На рассвете следующего дня наши бомбардировщики нанесли удар по аэродрому, с которого враг готовился бомбить Ленинград.

Лётчик-гвардеец Алим Байсултанов. // Фото: admnalchik.ru
Лётчик-гвардеец Алим Байсултанов. // Фото: admnalchik.ru

Характерным для натуры Байсултанова был другой случай из его боевой практики. Однажды, проходя мимо землянки, где отдыхали летчики эскадрильи Героя Советского Союза Цоколаева, я услышал громкие спорящие голоса.

Спустившись вниз, узнал, что Алим отстаивал возможность выпущенной парой реактивных снарядов уничтожить вражеский самолет. Товарищи возражали ему. По их мнению, поразить противника первым же залпом реактивных снарядов можно лишь при удаче. Они ссылались на несовершенство прицела.

В недавнем прошлом заводская бригада установила на наших истребителях специальные прицелы для стрельбы реактивными снарядами по воздушным и наземным целям. Теоретически мы их освоили, а командир эскадрильи Голубев не один раз и с отличными результатами испытал их практически. Об этом я и сказал летчикам.

Однако они остались при своем мнении, так как В. Голубев испытывал оружие только по наземным целям. Мое командирское самолюбие было задето.

— Заданий на сегодня полку нет. Есть ли у кого желание слетать со мной на «свободную охоту»? — предложил я спорщикам. — Метель утихает, небо проясняется. Попадется фриц, применим реактивные снаряды.

Желающих нашлось много. Договорились, что со мной пойдут Байсултанов, Цоколаев и Кузнецов.

После подготовки вылетели двумя парами — Цоколаев с Кузнецовым, а я — с Байсултановым. Едва миновали линию фронта, как на высоте, примерно 1200 метров, встретили вражеского «хеншеля». Он кружил в облачности поодаль передовых позиций — или вел разведку, или корректировал огонь своей артиллерии.

Я кивнул головой поравнявшемуся со мной Алиму: «Вот, мол, твоя цель, продолжай спор».

Сразу же поняв меня, летчик стал сближаться с фашистом и выбрав необходимую позицию, выпустил два снаряда.

«Хеншель» вспыхнул и на наших глазах стал разваливаться.

Герой Советского Союза лётчик-истребитель Алим Байсултанов. // Фото: airaces.ru
Герой Советского Союза лётчик-истребитель Алим Байсултанов. // Фото: airaces.ru

Предметный урок в воздухе состоялся, спор был разрешен. Мы снизились и прошли над передней линией обороны врага, расходуя имевшийся на машинах боезапас.

Успех Байсултанова помог более быстро утвердиться вере летчиков в реактивные снаряды. В дальнейшем они охотно и часто применяли их и против истребителей, и против бомбардировщиков фашистов.

Таким незаурядным воздушным бойцом был наш Алим Байсултанов.

Он лично и в группе уничтожил 23 вражеских самолета, много боевой техники и живой силы. Его дважды наградили орденом Красного Знамени, а затем он стал Героем Советского Союза

В сентябре 1944 года Алим Байсултанов погиб в неравном бою. Ему шел тогда двадцать второй год.

Из воспоминаний полковника в отставке Б.И. Михайлова ( "В небе-лётчики Балтики". Из боевой истории авиации дважды Краснознаменного Балтийского флота в годы Великой Отечественной войны. 1974 г. )

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал и жмите 👍