Так получилось, что мы три дня стояли в бухте города Таллин, который, кстати стал столицей парусного спорта во время Олимпиады 80.
Поэтому в этой статье хочется рассказать про яхты, которые нам встретились здесь.
Про яхты
Разрешите представить: классическая парусная яхта Дракон.
Только представьте, первая подобная яхта была построена почти 100 лет назад!
В 1928 году первый Дракон был спущен на воду. Конструктором был норвежец Джохан Анкер(олимпийский чемпион 1912 года).
Он был одновременно и хорошим яхтсменом и хорошим конструктором, поэтому он и построил яхту, которая стала такой популярной.
В конце 20-х годов XX века Королевский яхт-клуб Гетеборга предложил конкурс на создание быстрой гоночной яхты-монотипа. Как раз для этого Анкер и построил свою первую яхту, которую назвал Дракон. Она была длиннокилевая, остойчивая, мореходная, удобная в управлении для трех человек.
По поводу названия есть две версии. Первая уносит нас к историческому названию судов норвежских викингов: драккаров.
По второй версии создатель просто написал свою фамилию: Анкер, которая с английского переводится как "якорь". Это слово перевели обратно на норвежский, и получилось: Draggen, что преобразилось в известный нам Дракон.
Постепенно ассоциация класса Дракон набирала обороты. Из хорошей крейсерской яхты, она стала уже полноценным гоночным монотипом: немного преобразилась рубка, обычный стаксель заменил первоначальную геную.
К тому же в 1948 году этот класс был включен в олимпийскую программу.
Сегодня ассоциация класса Дракон считается самой массовой. Считается, что это класс аристократов и миллионеров, потому что корпуса многих яхт сделаны из дерева, за ними нужно постоянно ухаживать и заботиться. Владение такой яхтой можно сравнить с увлечением раритетными авто.
Одна из первых народных лодок: Фолькбот.
Его можно сравнить с автомобилем Volkswagen Жук. Начал производится почти в то же время и приобрел огромную популярность за невысокую цену, хорошее качество и надежность.
Первая такая яхта была произведена в Швеции в 1941 году в Гетеборге. Конструктором стал Торд Санден.
Перед конструктором стояла серьезная задача: построить недорогую, мореходную лодку, которую легко можно было производить в больших масштабах.
Поэтому свинец в киле, который во время войны был дефицитом, заменили на железо, клинкерная обшивка корпуса облегчала производство.
Яхта имела ряд отличий, в сравнении с гоночными прототипами того времени. Относительно высокий борт, тяжелый балласт, небольшая площадь парусности.
Но с другой стороны все это давало преимущества для прогулок под парусом большинству туристов. Эта яхта была мореходная, простая в управлении и недорогая. К тому же в каюте спокойно могли разместиться четыре человека.
В последствии Фолькбот стал по-настоящему народной лодкой. На подобных яхтах совершались даже кругосветные плавания!
Этот класс тоже можно назвать классикой. Некоторые производятся и по сей день, только уже из пластика, но все равно копируя ту клинкерную обшивку, которая была изначально.
Как яхтсмен-гонщик я получаю эстетическое удовольствие, когда смотрю на эти... не побоюсь этого слова: Произведения искусства.
Фолькботы я вообще живьем видел первый раз. Это фантастика. Я понимаю, что на современный взгляд они не очень быстрые, не очень управляемые.. Но такие яхты не описываются подобными терминами.
Уверен, пройдет еще сто лет, и новые поколения яхтсменов, как я, с восторгом, будут смотреть на эти лодки, и потом рассказывать друзьям: "Я видел Фолькбот...", "Я ходил на Драконе"... И все будет понятно.
Спасибо, что дочитали до конца. Эта статья - лирическое отступление. Дальше продолжу рассказ про наше путешествие из Швеции в Россию.