Найти тему
Человек и ВездеХод

Что это за зверь: Дракон и Фолькбот. Классика яхтинга

Оглавление

Так получилось, что мы три дня стояли в бухте города Таллин, который, кстати стал столицей парусного спорта во время Олимпиады 80.

Поэтому в этой статье хочется рассказать про яхты, которые нам встретились здесь.

Про яхты

Разрешите представить: классическая парусная яхта Дракон.

Одну из этих красавиц спустили прямо при нас, только что
Одну из этих красавиц спустили прямо при нас, только что

Только представьте, первая подобная яхта была построена почти 100 лет назад!

В 1928 году первый Дракон был спущен на воду. Конструктором был норвежец Джохан Анкер(олимпийский чемпион 1912 года).
Он был одновременно и хорошим яхтсменом и хорошим конструктором, поэтому он и построил яхту, которая стала такой популярной.

В конце 20-х годов XX века Королевский яхт-клуб Гетеборга предложил конкурс на создание быстрой гоночной яхты-монотипа. Как раз для этого Анкер и построил свою первую яхту, которую назвал Дракон. Она была длиннокилевая, остойчивая, мореходная, удобная в управлении для трех человек.

По поводу названия есть две версии. Первая уносит нас к историческому названию судов норвежских викингов: драккаров.
По второй версии создатель просто написал свою фамилию: Анкер, которая с английского переводится как "якорь". Это слово перевели обратно на норвежский, и получилось: Draggen, что преобразилось в известный нам Дракон.
Просто классика
Просто классика

Постепенно ассоциация класса Дракон набирала обороты. Из хорошей крейсерской яхты, она стала уже полноценным гоночным монотипом: немного преобразилась рубка, обычный стаксель заменил первоначальную геную.

К тому же в 1948 году этот класс был включен в олимпийскую программу.

Сегодня ассоциация класса Дракон считается самой массовой. Считается, что это класс аристократов и миллионеров, потому что корпуса многих яхт сделаны из дерева, за ними нужно постоянно ухаживать и заботиться. Владение такой яхтой можно сравнить с увлечением раритетными авто.

Так яхты путешествуют на гонки
Так яхты путешествуют на гонки

Одна из первых народных лодок: Фолькбот.

Его можно сравнить с автомобилем Volkswagen Жук. Начал производится почти в то же время и приобрел огромную популярность за невысокую цену, хорошее качество и надежность.

На фото хорошо видно клинкерную обшивку корпуса(сделано тоже для снижения цены)
На фото хорошо видно клинкерную обшивку корпуса(сделано тоже для снижения цены)

Первая такая яхта была произведена в Швеции в 1941 году в Гетеборге. Конструктором стал Торд Санден.

Перед конструктором стояла серьезная задача: построить недорогую, мореходную лодку, которую легко можно было производить в больших масштабах.
Поэтому свинец в киле, который во время войны был дефицитом, заменили на железо, клинкерная обшивка корпуса облегчала производство.
Фолькботы выходят на традиционные гонки
Фолькботы выходят на традиционные гонки

Яхта имела ряд отличий, в сравнении с гоночными прототипами того времени. Относительно высокий борт, тяжелый балласт, небольшая площадь парусности.

Но с другой стороны все это давало преимущества для прогулок под парусом большинству туристов. Эта яхта была мореходная, простая в управлении и недорогая. К тому же в каюте спокойно могли разместиться четыре человека.

В последствии Фолькбот стал по-настоящему народной лодкой. На подобных яхтах совершались даже кругосветные плавания!

Этот класс тоже можно назвать классикой. Некоторые производятся и по сей день, только уже из пластика, но все равно копируя ту клинкерную обшивку, которая была изначально.

Здесь, в Таллине, целый причал отведен Фолькботам.
Здесь, в Таллине, целый причал отведен Фолькботам.

Как яхтсмен-гонщик я получаю эстетическое удовольствие, когда смотрю на эти... не побоюсь этого слова: Произведения искусства.

Фолькботы я вообще живьем видел первый раз. Это фантастика. Я понимаю, что на современный взгляд они не очень быстрые, не очень управляемые.. Но такие яхты не описываются подобными терминами.

Уверен, пройдет еще сто лет, и новые поколения яхтсменов, как я, с восторгом, будут смотреть на эти лодки, и потом рассказывать друзьям: "Я видел Фолькбот...", "Я ходил на Драконе"... И все будет понятно.

-8

Спасибо, что дочитали до конца. Эта статья - лирическое отступление. Дальше продолжу рассказ про наше путешествие из Швеции в Россию.

Павел Минаев