Найти тему

«Мы хотим расчистить поляну, «убив» мелких перевозчиков»

Добрый день, уважаемые коллеги.

Эта статья касается непосредственно транспортных компаний, занимающихся перевозкой пассажиров на международных рейсах любыми видами транспорта: поезда, автомобили, автобусы и т.д. Пока, слава Богу, это не закон: это лишь Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правовых основ осуществления регулярных пассажирских международных автомобильных перевозок», который находится в Госдуме. Конечно же, скоро это станет законом.

Ребята-транспортники из микробизнеса или малого бизнеса, если вы занимаетесь международными перевозками, знайте, вас хотят «убить»: сделать так, чтобы вас на рынке не было. Лично я пришел именно к такому грустному выводу, изучая этот Проект Федерального закона.

Начну, конечно же, с оптимизма. В пояснительной записке нам оптимистично объясняют, почему мы должны стоять в стойле и мычать по команде. Все должно быть обосновано. Цитирую: «Предполагаемый законопроект позволит сформировать единый рынок международных регулярных перевозок». Нужен единый рынок, чтобы ни одна копейка не ушла в сторону. Чтобы вы не завезли террористов по какому-нибудь маршруту, который вы не задекларировали и не получили разрешение ездить именно по этому маршруту. В соответствии с данным федеральным законом так и будет…

Так вот, предполагаемый законопроект позволит сформировать единый рынок международных регулярных перевозок, упорядочить деятельность, связанную с организацией международных регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом. Организовать допуск юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к указанной деятельности.

Т.е. просто так отвезти пассажиров вы не сможете. Вы должны будете получить допуск. Конечно, перевозка пассажиров – это задача особой государственной важности с грифом «Трижды сверхсекретно». Конечно, нужны допуски. Принятие законопроекта будет способствовать развитию рынка регулярных перевозок пассажиров. Оказывается, данный законопроект будет способствовать развитию рынка регулярных перевозок… Знаете, когда я изучал этот документ, я пришел к прямо противоположному выводу. Я пришел к выводу, что рынок мелких перевозчиков просто будет «убит»… Оказывается, я не прав… Простите, господа-разработчики законопроекта. Конечно же, этот законопроект будет способствовать развитию рынка регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по международным маршрутам, легализации данного вида перевозок пассажиров и развитию транспортной инфраструктуры – автовокзалов и автостанций.

Вот как бы я написал? Я бы написал правду: «Господа бизнесмены, на вашем рынке много нелегальщиков. Государство теряет деньги, а чиновники теряют возможность дополнительно на вас заработать в результате разрешительной системы. Мы, чиновники, хотим на вас поднять немножко бабла. Мы также хотим расчистить к чертовой матери поляну, «убив» всех мелких перевозчиков. Оставим только нужные нам компании, от которых мы потихонечку будем кормиться, и только они получат соответствующие разрешения. И, конечно, мы еще позаботимся о бюджете, построим автовокзалы и т.д. Если руки дойдут, позаботимся о бюджете…». Вот тогда это был бы честный разговор.

Цены на перевозки придется согласовывать… с конкурентами

Итак, если закон примут, будет создана карта международного маршрута регулярных перевозок. Этих карт будет много. Этот документ будет содержать сведения о международном маршруте регулярных перевозок. Каждый из вас, если захочет кого-то куда-то возить, должен будет получить соответствующее разрешение, сдав чиновникам целую пачку соответствующих документов. Вплоть до того, что, если вы вдруг захотите изменить тариф на перевозку пассажиров или багажа, вы даже этого сделать без разрешения не сможете. Цитирую пункт 8 статьи 3.2: «В случае если российский и (или) иностранный перевозчик, выполняющие (выполняющий) регулярные перевозки по международному маршруту регулярных перевозок, имеют (имеет) намерение изменить тарифы на перевозку пассажиров и провоз багажа, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти должно быть направлено уведомление об изменении таких тарифов не позднее чем за пятнадцать дней до планируемой даты указанного изменения». А дальше интереснейшая вещь – просто шедевр: «Если регулярные перевозки по международному маршруту регулярных перевозок выполняют два или более российских и (или) иностранных перевозчика, уведомление направляется российским перевозчиком (одним из российских перевозчиков) или (в случае выполнения регулярных перевозок по данному маршруту без участия российского перевозчика) иностранным перевозчиком (одним из иностранных перевозчиков). К такому уведомлению должны быть приложены документы, подтверждающие согласие всех российских и (или) иностранных перевозчиков, выполняющих перевозки по данному маршруту по договору о совместном обслуживании международного маршрута регулярных перевозок, с изменением тарифов на перевозку пассажиров и провоз багажа». Как можно писать так законы?

Перевожу на русский язык. Вы пишете уведомление в уполномоченный орган и ставите в копию своих конкурентов. Неужели так нельзя было написать? К такому уведомлению должны быть приложены документы, подтверждающие согласие всех российских или иностранных перевозчиков с изменениями тарифов на перевозку пассажиров и провоз багажа. Если вы хотите изменить тариф, вы написали заявление в уполномоченный орган, написали своим конкурентам, и вы должны от них получить согласие на изменение тарифов. Рыночная экономика...

Уважаемый бизнесмен, производящий и продающий что угодно, представь себе ситуацию. Например, ты продаешь батон хлеба, и ты решил поднять цену на рубль или наоборот опустить, чтобы у тебя хлеб покупали лучше. И ты должен получить разрешение на снижение этой цены от всех своих конкурентов: «Ребят, вы не против, если я цену снижу? Я хочу вас победить в конкурентной борьбе». Вы представляете маразм всего этого? Вы думаете, это единственный маразм этого закона? Нет, с точки зрения того, чтобы все ходили строем, чтобы все было полностью под контролем, закон просто великолепен. Но это называется компульсивно-негативный контроль: когда у человека непреодолимое желание все контролировать, и у него возникает животный страх, вдруг что-то без его контроля и без его ведома происходит?

Четыре «положительные» нотки

Когда я изучал этот закон, я старался найти положительные нотки для развития экономики. Нашел.

Первое. Положительным является то, что нелегальные перевозчики исчезнут с рынка. Это правда.

Второе. Положительным является то, что бюджет станет получать намного больше денег.

Третье. Положительным является то, что теперь потребуется дополнительная штатная численность чиновников, которые должны будут все это хозяйство проверять, регулировать и контролировать.

Четвертое. Положительным является то, что заводы, производящие бумагу, получат дополнительную прибыль: бизнесменам придется закупать много бумаги, чтобы писать всякие карты и делать ксерокопии различных бумажек… Соответственно, благодаря этому федеральному закону бумагоделательная промышленность получит дополнительную прибыль.

Я готов найти кучу положительных и замечательных вещей в этом законопроекте. А минусов всего два:

  • Мелкие перевозчики будут «убиты» автоматически.
  • Бизнесменам, которые все-таки останутся на этом рынке, будет туго из-за того, что вводится скрытое регулирование тарифов. Вы даже свои собственные тарифы устанавливать не сможете. Жалко…

Я очень хочу, чтобы данный федеральный закон, который внесет изменения в Федеральный закон №220-ФЗ от 13 июля 2015 года, никогда не стал законом. Но, боюсь, мое желание не сработает…

Поэтому, если вы занимаетесь международными перевозками пассажиров автомобильным транспортом, то изучите этот законопроект и посмотрите, как вы можете подстроиться, не вылетев с рынка.

Я должен был закончить эту статью абсолютно банальным призывом к чиновникам перестать регулировать бизнес. Бизнес, конечно, надо регулировать, но правила должны быть разумными. Их количество должно быть минимальным, и они должны стимулировать бизнесмена самостоятельно быть честным и легальным. Бизнесмену должно быть выгодно, как с морально-этической точки зрения, так и с финансовой точки зрения… Когда выпускают подобные законы, направленные исключительно на то, чтобы установить «орднунг» (в переводе с немецкого «порядок») в самом отрицательном смысле этого слова, конечно, какая радость может быть у наших бизнесменов… Но такие законы появляются, и наша задача их знать и как-то научиться с ними жить.

Спасибо, удачи в делах.

Подписывайтесь на «Блог о налогах Турова Владимира»

Читайте нашу страницу в Facebook