Почему из милых ласковых детишек, которые плачут над мёртвым хомячком, вырастают домашние тираны и домашние насильники.
Масштабы насилия
Мы очень редко обсуждаем супружеские побои, как глобальную проблему, мы предпочитаем просто сплетничать о его инициаторах и жертвах. Поэтому, чтобы вынести в свет свою историю, нужно быть готовым ко всему. Вместо сочувствия на жертву насилия часто выливается ушат помоев.
Потому о побоях и сексуальном насилии говорить стыдно: тот факт, что с тобой делали ужасные вещи, как будто бы понижает тебя в статусе. Ты больше не полноценный благополучный член общества, а половая тряпка, которую надо убрать с витрины. Общество в ответ на твои жалобы вывернет тебя наизнанку и обязательно найдёт причины, почему это случилось именно с тобой, а не с ними: хорошими, умными, предусмотрительными и правильными людьми.
Тем не менее, несмотря на повсеместную практику замалчивания, в СМИ то и дело просачиваются семейные побои. И это не только криминальные сводки из неблагополучных районов. В скандалах с побоями засветились Николас Кедж, Микки Рурк, Мел Гибсон, Чарли Шин, Шон Бин, Марат Башаров, Александр Домогаров. Мужья избивали Мадонну, Рианну, Валерию, Розу Сябитову, Уитни Хьюстон и Тину Тёрнер.
Насилие не сосредоточено в какой-то одной социальной группе: оно повсюду. По статистике, побои и изнасилования в меньшей степени грозят нам вне дома: львиную долю мирового насилия людям причиняют родственники.
Условия для насилия
Мало кому хочется на серьёзных щах быть уродом. Все мы похожи хотя бы тем, что верим в то, что делаем. Вот мужчина на форуме доказывает, что мужья не просто так избивают жён, а в ответ на эмоциональное насилие. Женщина использует своё «женское оружие», она «клюёт мозг», и получает «мужскую» ответочку. Урод ли этот мужчина? Нет, он обычный человек, которого выпустила фабрика насилия: он считает, что для побоев существуют определённые условия. Далее, чтобы оправдать насилие, он уравнивает побои с эмоциональными выпадами. А теперь представьте, какое множество ситуаций попадают под определение «эмоциональное насилие». Эмоциональным насильником может выступать даже плачущий ребёнок, который не желает успокаиваться… Если побои докажут свою эффективность, кто поручится, что насильник не будет использовать их и при других проблемах в семье?
…И вот уже в разговор вступает второй мужчина, который тоже обозначает рамки. В его семье условия для насилия также «создаёт» жена, когда, например, она выпивает лишнего. Или задерживается у подруги. Или не слушается. Он говорит о том, что не бьёт жену кулаками и не трогает лицо, а использует ремень на «мягком месте». И главное — жена была предупреждена.
Насильники в системе насилия чувствуют себя «хорошими», «правильными».
Мы все должны усвоить, что условия для насилия всегда выставляет насильник. Если преступник похитил вашего близкого человека и говорит вам, что убьёт его, если вы ослушаетесь, то фигню творите не вы, а преступник. Это правило работает и для побоев.
Сильный и слабый
Почему пальма первенства по домашнему насилию принадлежит мужчинам? Потому, что мужчины в нашем обществе — всё ещё про силу. Из милых маленьких мальчиков вырастают насильники именно потому, что с детства их учат защищать слабых, драться и конфликтовать. Учат ли мальчиков разрешать конфликты? Нет. Развивают ли у мальчиков способность работать с эмоциями, своими и чужими? Учат ли сопереживать? Нет и нет. Эти функции маркируются «слабостями», которые «защитникам» не нужны. Эти «слабости» среди защитников высмеиваются и табуируются. Наложите на образ защитника в лучшем случае снисходительность, а в худшем — презрение, которые «сильному» полу внушают к «слабому». Теперь нормализуйте насилие, если ещё не сделали этого, и получите классического «нормального человека», который избивает жену «потому что настали такие условия».
Домашними тиранами становятся не только «альфа-самцы», истязатели вырастают и из «бет», и из «омег». Неважно, на какой ступени в социальной иерархии вы находитесь, важно нормально для вас насилие или нет. Если да, то вы всегда будете истязать нижестоящих. Кстати, женщины, которые выросли в системе насильственного доминирования, тоже прибегают к насилию, когда чувствуют себя безнаказанными. Сильнее всех, конечно, достаётся детям, как самым незащищённым членам общества. Своим или чужим: учительство, методистская и воспитательная работа — традиционные женские профессии.
Так и работает цепочка насилия: с детства избиваемая отцом и мужем женщина избивает своего сына, который потом избивает свою жену, или избивает свою дочь, которая потом покорно сносит побои мужа или даже бьёт его сама. Если из этой цепочки на каком-то этапе исключить насильника и вырастить цивилизованного человека, который умеет решать свои проблемы без кулаков, с большей долей вероятности он передаст свои навыки дальше.
Спасение от насилия
Неужели спасение от насилия ждёт человечество только через десять поколений? Спасение однозначно — в будущем, но мы можем его приблизить.
Мы уже переросли средневековье, где избиение, изнасилование и даже убийство было обычным делом. Где даже женщин «благородного происхождения» подвергали жестоким избиениям: об этом свидетельствуют многочисленные травмы на женских скелетах, найденные в склепах. Как только государства законодательно запретили насилие и начали уравнивать в правах всех членов общества, жить стало чуть безопаснее.
Поэтому сегодня может нас спасти не столько доброта, сколько наказуемость. Понимание того, что насилие — это не нормально, и на бытовом и на государственном уровне. Когда российские чиновники декриминализовали домашнее насилие, они сделали шаг назад. Мы не знаем, хотела ли Елена Мизулина великодушно разгрузить стражей порядка или странным образом «укрепить» семьи… но её высказывания говорят о её позиции лучше всяких домыслов. Что дал закон о декриминализации побоев простому человеку? Подтверждение того, что чиновники разрешили бить жён и детей.
Должна ли прокатиться по России жуткая волна убийств, чтобы депутаты вывели нас из системы насилия? Должен ли чему-то научить чиновников случай с Маргаритой Грачёвой? С сёстрами Хачатурян? Если даже до принятия этого закона жена Олега Белова ходила жаловаться участковому на избиения мужа и не получила помощи? Юлия Белова, шестеро её детей и свекровь, мертвы. Мёртв насильник Михаил Хачатурян. Рита Грачёва жива, но останется инвалидом на всю жизнь.
А мы… мы продолжаем читать криминальные сводки и ждать перемен.
Расскажите, какие условия для насилия существуют в вашей жизни?
Если хотите получать мои статьи на электронную почту, подпишитесь на мой блог.