Найти тему
LEVEL UP

О ГАДЖЕТАХ, РОДИТЕЛЯХ И ДЕТЯХ

Последнее время очень много внимания уделяется проблеме разнообразных гаджетов: телефонов, планшетов, компьютеров, игровых приставок, а также вопросы психологической зависимости от них детей. Уже двухлетние дети легко включают мультики на планшете и сами играют в компьютерные игры. В старшем дошкольном возрасте технические устройства среди детей распространяются еще больше. И родители в какой-то момент вдруг понимают, что ребенок слишком много времени проводит перед экраном и начинают бить тревогу. Также родители нередко вспоминают собственное детство без гаджетов, несколько идеализируя его.

Сначала немного поговорим о психологической зависимости от разнообразных технических средств. Если быть честным, зависимость появилась ровно с появлением технических средств в жизни человека. Возьмем, к примеру, живущее сейчас старшее поколение. Это те, кому 70-80 лет. Среди людей этого возраста распространена сейчас и была распространена в период их молодости и зрелости, телефонная зависимость. Да-да. Именно зависимость от обычного проводного стационарного («домашнего» или «городского») телефона. Бабушки проговаривают сотни и тысячи минут в месяц, часами общаясь друг с другом. И это не только проблема одиночества пожилого человека. Так было и много лет назад. Среди тех, кому сейчас около 50-60 лет, распространена психологическая зависимость от телевизора. По телевизору в каждой комнате и один на кухне… Узнаете? А что с теми, кто младше? Это уже зависимость от мобильных телефонов, интернета.

А что же ребенок? Если ребенок видит, что мама и папа не расстаются с телефоном (постоянно проверяют почту, пишут смс), дедушка с утра до вечера смотрит телевизор, а прабабушка постоянно говорит по стационарному телефону, то и ребенок интересуется теми техническими устройствами, которые используют взрослые. Он хочет быть «как папа».

Известный социальный психолог Альберт Бандура, необихевиорист, автор теории социального научения, говорил, что дети усваивают образцы поведения, которые наблюдают в реальной жизни или посредством средств массовой информации. А что видит современный ребенок вокруг себя? Любое ожидание (от ожидания автобуса на остановке или очереди в поликлинике до перелета на самолете) современные взрослые скрашивают гаджетами. Взрослый начинает беспокоиться, если потерял телефон. Мало того, он не выходит из дома без телефона даже если идет выносить мусор или гулять с собакой. Гаджет становится как будто продолжением человека. А ребенок всего-навсего подражает взрослым.

Получается, в первую очередь, проблема в нас самих, во взрослых. А как ее решить, выбор каждого взрослого.