Известный блогер, редактор и коммерческий писатель прочитал в Петербурге лекцию о хорошем тексте.
Сергей Король провел лекцию по приглашению петербургского благотворительного проекта «свет.дети». Блогер и редактор рассказал, чем хороший текст отличается от плохого, как правильно браться за текст, преодолевать писательский блок и редактировать написанное. Посетители оставляли пожертвования, видео выступления доступно на сайте за «донат» от 100 ₽. Hello Blogger сделал подробный конспект лекции.
Сегодня копирайтер — это человек, который делает продукт целиком. Он правит код, рисует интерфейс в Sketch. Например, автор email-рассылок Иван Сурвилло сам запустил платную книжную рассылку: зарегистрировал ИП, сделал дизайн и сверстал лендинг, подключил платежную систему. В это время он еще учился в школе. Такие ребята придут и вытопчут копирайтеров, которые умеют только писать текст.
Чтобы научиться писать, заведите привычку раз в день писать пост в Facebook. И смотрите, чтобы люди вас «лайкали». Хороший способ понять, умеет ли человек писать, — попросить прислать пару постов в Facebook с максимальным количеством «лайков», комментариев, «шеров».
Банальный совет: лучший способ хорошо писать — много читать. Человек, который много читает, особенно художественную литературу вроде Льва Толстого, пишет лучше. Чтение Толстого «прокачивает». Не нужно копировать его словесные обороты, достаточно кусочками читать книги и получать удовольствие.
Когда пишите для соцсетей от имени бренда, старайтесь, чтобы за постами было видно живого человека. Соцсети придумали для общения людей с людьми. В Facebook, ВКонтакте и Instagram сидят люди. Они изначально не для того, чтобы там были бренды. Когда туда стали приходит компании, они стали писать «Вот вам наш новый пресс-релиз» или «Примите соболезнования». Люди такого не терпят. За постами должно быть видно человека, как у «Медузы». Его можно ругать, он иногда плохо шутит, ты ему можешь это простить или не простить.
Думайте о пользе текста. Текст должен говорить: «Вот наши условия, цены. Ты, пожалуйста, разберись, как все устроено, и сам реши, нужно тебе это или нет. Я максимально честно тебе расскажу обо всем. Твой выбор должен быть взвешенным. Не нравится — не покупай, мы не пропадем». Хороший пример — сайт франшизы «Додо пиццы». Там написано: «Да, придется пахать». Эта штука продает за счет честности.
Мясо — это то, ради чего статью будут читать. В статье «Как научить ребенка копить» мясо — это PDF-файл «Список желаний для школьников». Его распечатывают, вешают на холодильник, и жизнь немного меняется. Чтобы получилась мясная статья, сначала получите опыт. Например, чтобы написать о свадьбе, нужно жениться. Можно почитать об этом в интернете и писать, но тогда хорошей статьи не получится.
Сначала пишите, потом редактируйте. Часто ошибка: люди пишут три абзаца, потом останавливаются и думают «пойду поредактирую». Начинают убирать слова, двигать их местами. Спустя полчаса устают. В итоге у них только верхушка статьи, а под ней ничего нет. Ученые выяснили, что создание текстов и редактура — разные мыслительные процессы, между которыми нужно переключение. На это переключение тратится энергия мозга. Поэтому сначала заводите будильник на 40 минут и просто пишите. Не смотрите на текст и не считайте ошибки.
Никогда не начинайте писать с введения. В 90% случаев введение в статье вообще не нужно. Если у вас хороший заголовок, вы сразу с сути начали, можете введение удалять. И заключение тоже можно убрать почти всегда.
Если пишите косноязычно, сначала расскажите о теме вслух. Я это называю «письмо выдуманному другу»: просто проговариваю текст. Раньше я заходил в ванную, садился на бортик ванны и начинал: «Так, слушай, у нас есть…» Сам себе рассказывал и слушал. Потом я стал записывать на диктофон что говорю и переслушивал. Когда сам себе рассказывал, получилось просто супер — берешь и сразу пишешь. Позднее стал давать задания на расшифровку на YouDo.