Для исследования мышления необходимо определить уровни доступности наполнения субъективного пространства человека:
0. Мнения, оценки, теории, учения, практикантство.
1. Мировоззрение
2. Жизненные ценности (или даже когнитивная система в целом)
3. Личность
4. Глобальная субмодель (раньше я использовал термин «картина мира», но происходила путаница с научной картиной мира и разного рода умственно созданными моделями, которые относятся к 0 пункту)
5. МОМ (механизм описания мира)
В этой уровневой схеме пункты расположены в порядке возрастания их глубины, и, соответственно, уменьшению доступности для рефлексии и сознательной работы.
На нулевом уровне человек контролирует свои информационные построения, сознает навыки и умения, ведет познавательную деятельность. Мы можем наблюдать и высказывать свое мнение, сознательно менять его под давлением аргументов, с помощью мышления выстраивать собственные теории и оценивать чужие. Здесь располагается любая информация о мире (в виде знаний, умений, опыта), которую мы можем извлекать самостоятельно или при обучении. Философские учения так же лежат в пределах этого пункта, если воспринимать их как знания и логические построения. Фактически вся познавательная деятельность человека протекает именно здесь. Соответственно психика и личность устроены так, чтобы свободно работать на этом уровне, сознавая получаемые знания и умения. Навыки и умения лежат на этом уровне частично, так как их механизмы задействуют области, недоступные непосредственно для рефлексии, например, идеомоторную память. Тем не менее, сами навыки доступны для сознания, и их применение не требуют усилий по познанию себя. В обиходе бытует термины научная картина мира, математическая, философская. Все это придумано людьми в процессе мыслительной деятельности по познанию реальности и находится исключительно в области этого пункта схемы. Никакого отношения к реальной субмодели по четвертому пункту эти построения не имеют.
Мировоззрение по первому пункту схемы складывается из концепций и даже отдельных знаний, сформированных на 0 пункте схемы. Все эти знания переплетаются в достаточно неповоротливую информационную структуру, которая значительно труднее доступна для изменения. Такая структура нужна для того, чтобы очень быстро дать оценку события или явления на основе всего багажа знаний, накопленных человеком в течение своей познавательной деятельности. Лишь в крайне редких случаях человек может непосредственно изменить свое мировоззрение, однако оно настолько переплетено с нулевым пунктом схемы, что большие изменения в нем могут достаточно быстро изменить и мировоззрение.
Жизненные ценности во втором пункте уже настолько тяжелы, что человек практически не способен их менять или даже полностью сознавать. Более того, деятельность самого человека становится зависимой от содержимого этого пункта. Фактически информационная структура этого пункта управляет самим человеком. Например, хорошо известно, что даже под гипнозом многие люди не способны убить воображаемого человека. Это происходит как раз потому, что уровень жизненных ценностей не подвластен сознательным волевым усилиям. В обычной жизни многие люди думают, что при необходимости могут легко убить своего врага, напавшего на них самих, на семью или страну. Однако в реальной ситуации большинству из них приходится приложить какие-то усилия, чтобы переступить через себя, через свои жизненные ценности. Причем по форме убийство может быть сделано очень даже легко, особенно в порыве праведного гнева, в состоянии аффекта или под действием зомбирующих идей (религиозных, националистических, патриотических и прочее). Но в любом случае такой поступок не проходит бесследно для сущности, а значит и для самого человека, который получает глубокую психологическую травму. Защитные механизмы личности вытесняют и компенсируют травму, делают её почти незаметной для продолжения механического функционирования, но при этом лишая человека гармоничности с самим собой, возможности перейти от функционирования к полноте жизни.
Личность ещё более обширна и тяжела, деятельность человека практически полностью определяется его личностью, которая фактически заменяет самого человека. Строго говоря, и первый, и второй пункты интегрированы в личность, однако в этом пункте я рассматриваю личность в целом, как совокупность всех устойчивых психологических качеств человека, включая фундамент и механизмы их функционирования. На этом уровне не редко встречаются внутренние противоречия между управляющими человеком актуальными мотивациями, между вытесненными психическими комплексами, вызывающими различного рода психические расстройства разной степени тяжести, от знакомых всем сомнений и метаний, до раздвоения личности в тяжелой форме. Все это имеет огромное влияние на жизнь человека, вплоть до самых обычных повседневных мелочей. И все это человек даже не может осознать, не говоря уже о том, чтобы контролировать. Вся деятельность человека мотивационно обусловлена. Свободно работать на этом пункте могут только те, кто очень долго прорабатывал свою личность и находятся в гармонии с ней.
Ещё ниже идет уровень субмодели, для нормальной работы с которым нужно проработать все предыдущие уровни и затем достигнуть определенного уровня прозрачности. Субмодель представляет из себя глобальную субъективную модель реальности, полученную в результате всей жизни человека. В неё входят не только отражение реальности при рефлексии и любого рода восприятии, но и отражение самого наблюдателя как субъекта. Субмодель на столько адекватно отражает материальный мир, что многие люди путают свое восприятие реальности с самой реальностью. Однако известно, например, что в материальном мире не существует цвета, есть только разная длина электромагнитного излучения, которая в видимом диапазоне спектра воспринимается сетчаткой нашего глаза и уже в нашей голове раскрашивается в разные цвета. Это лишь самый простой и наглядный пример, показывающий отличия картинки в нашей голове и объективно существующего в реальности материального мира, тогда как различий на много больше. Работать на уровне субмодели так, чтобы не привносить его влияние в постижение Реальности, исключительно сложно. Можно говорить о степени свободы при работе с субмоделью, но полностью быть свободным от субмодели фактически невозможно. Подчеркиваю, что уровень субмодели это глобальный уровень, моделирующий всю нашу жизнь в твердом мире, включая понимание пространства и времени, абстрагирования и низкого уровня восприятия. Вывести все это в безопорное состояние можно лишь локально, но затем все равно придется с чем-то работать, чтобы постигать Реальность, и это что-то в обязательном порядке будет принадлежать этому пункту схемы. В структуре субмодели увязано любое восприятие человека, способное дойти до его сознания. Любое, не только прошлое, но и будущее, не только перцепция, но и что угодно ещё. Субмодель на столько велика и сложна в своей структуре, что можно считать её практически бесконечной. Нужно хорошо понимать, что в сознание попадает не само восприятие внешней информации, а уже смоделированное в субмодели отражение этого восприятия. Поэтому можно сказать, что сознание отражает не саму реальность, как это написано в учебниках психологии, а субмодель реальности, которая является формирующим фильтром для сознания после прямого восприятия информации. Конечно, вполне возможно с помощью какого-нибудь практикантства по отключению головного мозга, вывести человека из субмодели и перевести в состояние тупой рыбы в аквариуме. Но я-то говорю не об этом, а о возможности работы на этом уровне по постижению Реальности.
Субмодель базируется на МОМ, который является последним пунктом в моей схеме. МОМ полностью недоступен для рефлексии, он не может быть осознан, так как он сам формирует ту целостность любого доступного человеку информационного потока, которая позволяет сознанию развернуть его в рамках нашей субмодели в информационные структуры, доступные для мыслительной деятельности. Принципиально доступ к МОМ у человека есть, так как МОМ настраивается как минимум в младенческом возрасте, а может и позже, однако никаких инструментов для непосредственной работы с МОМ у обычного человека нет. Известно, что изображение на сетчатке нашего глаза перевернуто (хрусталик это обычная линза), но мозг человека переворачивает его обратно, и субмодель строится уже для нормального расположения визуально воспринятой информации. Чтобы ощутить уровень глубины МОМ, попробуйте найти у себя в голове механизм, переворачивающий изображение. Не думаю, что у вас что-то получится, тогда как я даже не уверен что это именно уровень МОМ, возможно, что это лишь низкий уровень субмодели. МОМ это то, что разворачивает Реальность в пространстве и времени, что подготавливает перцепцию, что выделяет объекты и раскрашивает цветом отражающееся от них электро-магнитное излучение, то есть это все то, что делает восприятие Реальности доступным для моделирования в субмодели.