Найти в Дзене
Киноманьячка

ЛУЧШИЕ СОВЕТСКИЕ ФИЛЬМЫ

Оглавление

Я люблю советские фильмы. Не все, но многие. И решила выделить лучшие, по моему мнению, картины, которые снимались в Советском Союзе. Список, однако, получился небольшим. В нём только те ленты, которые я готова пересматривать раз за разом, и в которых нет гнилой морали.

Летят журавли

Нет страшнее и возвышеннее фильма о Великой Отечественной, чем "Летят журавли". Этот признанный шедевр Михаила Калатозова получил и главный приз Каннского кинофестиваля. Позже, уже в 1990 году, исполнительнице главной роли, Татьяне Самойловой, вручили спецпремию того же фестиваля за творческий вклад в искусство кино.

Фильм "Летят журавли" снят по пьесе Виктора Розова "Вечно живые". Прекрасный парень Борис, когда начинается война, уходит на фронт, несмотря на то, что у него есть бронь. Невеста Вероника обещала его дождаться, но не смогла и вышла замуж за его кузена Марка. Но она не переставала любить Бориса, не зная, что тот погиб на войне...

На "Летят журавли" можно начинать плакать прямо с середины фильма, и мне стоило огромных усилий не рыдать прилюдно. Такие сильные эмоции вызывают и сюжет, и бесподобная игра актёров, и не поддающаяся описанию работа оператора Сергея Урусевского. Глядя на экран, трудно поверить, что такие операторские приёмы были осуществлены в середине 1950-х годов, на несколько лет назад. И фильм не оставляет никакой надежды, кроме... Надо жить, несмотря ни на что? Так ведь?

Служебный роман

Стоит ли пересказывать сюжет? Эм... Жило-было статистическое учреждение, в нём работал тихий-скромный Новосельцев (Андрей Мягков). Внезапно ему понадобилось повышение по службе, он стал подбивать клинья (ну, это громко сказано, такая странная советская кадриль вышла) к начальнице по прозвищу Мымра (Алиса Фрейндлих), а та внезапно ответила взаимностью. На пути счастливой пары возникло одно препятствие в виде вредного импозантного мужчины, но они его преодолели и укатили в закат.

Прелесть "Служебного романа" — в великолепных актёрских работах. Здесь каждый артист на своём месте, каждый характер тщательно выписан и вызывает неоднозначные чувства — от симпатии до отвращения. Бонус фильма — прекрасная музыка и закадровое чтение стихов артистами.

-2

Вокзал для двоих

Одиноким можно быть и в семье, и без неё. Одинок и хороший пианист, лауреат международных конкурсов, и официантка из привокзального ресторана. И пусть он опоздал на поезд, а она всеми правдами-неправдами пытается заработать лишнюю копейку. Эльдар Рязанов соединит и эти сердца — крепко и надолго.

Думаю, не нужно пересказывать сюжет "Вокзала для двоих", который вышел на экраны уже более 30 лет назад. Главное, что в нём есть — это взаимоотношения двух людей с одинаковым стержнем в груди, процесс сближения таких не похожих, но одинаково раненых. Казалось бы, вокзал — это мощный символ недолговечности таких отношений, но как часто временное становится постоянным...

Я считаю, что это лучшая роль Людмилы Гурченко в кино. Она показала женщину со всеми её противоречиями, порядочностью и внутренней гармонией одновременно. Ещё хочу выделить эпизод с Нонной Мордюковой — по-моему, он блестящий.

-3

Иван Васильевич меняет профессию

Инженер Шурик создаёт машину времени, но в XVI век попадает не он, а грабитель Милославский и управдом Бунша, невероятно похожий на царя Ивана Грозного. Эта парочка ничего не смыслит в придворном этикете, но им нужно продержаться до тех пор, пока Шурик не восстановит сломанный аппарат и не вернёт их в ХХ век.

В "Иване Васильевиче...", фильме, прекрасном во всех отношениях, я хочу особо выделить музыку Александра Зацепина, костюмы и интерьеры. А вы знали, что роль Кремля в картине сыграл кремль Ростова Великого? Теперь знаете. А цитаты какие! "Марфа Васильевна я", "Танцуют все!", "Лепота-то какая! Красота!".

-4

Приходите завтра

Молодая Фрося Бурлакова приезжает в Москву из сибирской деревни учиться на певицу. По моему мнению, ей уже учиться и не нужно было, но как тогда можно было легально попасть на сцену? Только с образованием. На экзамены она уже опоздала, преподаватель долго отмахивался от неё, говоря: "Приходите завтра", но в конце концов Фрося добивается зачисления — мощью и красотой своего голоса.

Фильм наполнен музыкальными произведениями, которые Екатерина Савинова исполнила самостоятельно. Помимо выдающихся певческих способностей, у неё был и потрясающий актёрский талант. А какие здесь Папанов и Бибиков! Настоящие творцы, мужчины, на которых приятно посмотреть. Помимо собственно пения, "Приходите завтра" размышляет о цене искусства, о творческих муках и о том — зачем это всё вообще нужно?

-5

В небе "ночные ведьмы"

Во время Великой Отечественной войны фашисты называли "ночными ведьмами" наших лётчиц. Девушки и женщины на маленьких самолётиках У-2 бомбили поганую немчуру на юге захваченной территории. Фильм сняла Евгения Жигуленко — одна из "ночных ведьм", ставшая после войны режиссёром.

В картине показано несколько эпизодов из жизни части, чьим прообразом стал 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. Его в Саратовской области в 1941 году создала прославленная лётчица Марина Раскова. Действие фильма происходит уже в Крыму, думаю, в 1944-1945 годах. "Ночные ведьмы" — уже опытные лётчицы, но война непредсказуема, и они не всегда возвращаются с полётов.

Сцена со спасением деревенского мальчика кажется немного фантастической, но Евгения Жигуленко сама была "ночной ведьмой", и не думаю, что она что-то выдумала. У неё получилась бесхитростная картина, но очень пронзительная. Девушки здесь — не бронзовые героини, а почти такие же девчонки, как мы, с той лишь разницей, что в страшные годы им пришлось защищать свою землю на небе. Один момент меня растрогал до слёз: когда гибнущая в горящем самолёте "ночная ведьма" кричит: "Мама!". Несмотря на некоторую наивность, фильм получился очень трогательным. Он важен тем, что показывает, через что пришлось пройти, чтобы добиться этой Победы. Фильм-памятник "Ночным ведьмам".

-6

Начало

Ткачиха Паша Строганова жила в маленьком городе, была любовницей женатого мужика и выступала в самодеятельности, когда её заметил кинорежиссёр. Он позвал героиню Инны Чуриковой сыграть Жанну дАрк в своём фильме. Боль от расставания с любовником переплелась с высокой ответственностью за работу, а также мучительными попытками точно передать характер героини. Всё это сопровождается удивительной музыкой.

Отдельное удовольствие посмотреть на молодых Инну Чурикову, Леонида Куравлёва, Валентину Теличкину и Михаила Кононова. Горячо рекомендую посмотреть панфиловское "Начало", которое не обещает лёгкого продолжения, но то, что оно будет интересным, — бесспорно.

-7