Знаете сказку про сороконожку?
Ту, которая беззаботно бегала себе, пока её не спросили – с какой ноги она начинает. Бедняжка задумалась – и с тех пор не сделала ни шагу.
Вот-вот!
Пока делаешь – делается, а как начнёшь анализировать - …
Поэтому картинки на фото – не лучшие: никак не удавалось отдаться творчеству и одновременно думать, резким ли вышел кадр. Строго не судите.
Ну, попытаюсь, раз обещала. Решила – пишу себе на следующий год, забуду ведь. Не люблю инструкции – «Как рисовать лошадь», «как нарисовать глаз», поэтому просто как я рисовала. И вообще-то это — не инструкция, а обмен опытом, поэтому... ладно, поехали!
Итак – мануал:
КАК РИСУЮ ТРАВЫ
Тема меня давно ужасно интересовала, но никак не удавалось найти к ней ключик – если просто рисовать или писать традиционными материалами, получалось совершенно не то, что видишь.
Самое известное, пожалуй, изображение травы — знаменитая штудия Дюрера, но я то вижу другое, и вообще я — не Дюрер.
А вижу – путаное, многослойное сплетение, графика с живописью пополам, тонкие линии и шершавые штрихи, прозрачности и шероховатости, выгоревшие (август!), сложные, матовые оттенки – то ли выцветший гобелен, то ли полустёртая фреска. Без глубины (не как у Шишкина), просто узор на плоскости холста. Графика прихотливая, случайная, нерукотворная и обильная, скорее сквозистая ткань, чем пейзаж. Красиво невероятно – и что со всем этим делать?
Выручила практика работы на загрунтованной бумаге.
Текстурированный, фактурный, шершавый грунт не даёт рисовать ровно и чисто, линия идёт по собственному произволу, делает скачки и неровности – в общем, то, что надо. Очень помог опыт копирования пещерной живописи в группе «Быть художником» с Еленой Тарутиной, особенно участие в стодневке «Изучение мастеров» – то же увлекательное импровизирование, когда расслабляешь руку, и отпускаешь линию идти самой по рельефу поверхности. Пещерные авторы, как я вычитала, часто рисовали, приспосабливаясь к рельефу каменной стены.
А ещё он сам даёт те самые слои, воздушные просветы и просвечивания, непридуманные случайности и нечаянности – как в траве.
Грунт – шпаклёвка (обычная, отделочная), тонированная акрилом (да чем угодно — хоть гуашью, хоть строительным колером), разбавленная для пластичности, эластичности и прочности клеем ПВА. Так она, кстати, дольше сохнет, и терпит все издевательства над ней. С бумаги не отваливается, даже если её в трубочку свернуть – проверяла специально. Соотношение компонентов – любое, эффект будет разным.
Наношу флейцем или кистью – жидко, тонким слоем, неровно, нервно и лихо и сразу «рисуя» - и начинаю его мучить — тереть, царапать,проскребать. Проскребать можно жёсткой кистью, черенком кисти, мастихином – чем угодно.
Все «ингредиенты» мешаю прямо на листе – если не ровно смешается – просто отлично. Стоит пройтись вторым слоем – небрежно, прозрачно, в другом, например, направлении, не закрывая подкладку, а дополняя её. Второй слой тоже можно поскрести!
Обязательно использую большие кисти - если честно, строительные флейцы из Леруа))) Пойдут и некачественные, лохматые – то, что надо: они дают такую «волосатую», неровную линию — загляденье))
Крупный, энергичный мазок задаёт драйв и модуль дальнейшей работе, не даёт впасть в мелкотравчатость и срисовывание. Вообще, красивый, лихой грунт для меня – почти половина работы, делать его нужно с удовольствием и кайфом, как будто делаете экспрессивную абстракцию: на этом этапе вы – Франц Кляйн)) Машите «от плеча», но не забудьте прокрасить края – белые пятнистые кромки мешают, и смотрятся неряшливо.
Сушу хорошо (это недолго – до получаса, а то и меньше, если слой не слишком толстый), иначе карандаш или мелок некрасиво «сдерёт» все старания.
Я намахиваю сразу много разных – это совершенно упоительное занятие, вдохновенное в полной, пока, безответственности перед своей работой, когда не надо думать, как закончишь, и что из этого получится. Чистое удовольствие от цвета и фактуры. Иногда сразу знаю, для чего пойдёт лист, но чаще – просто кайфую, импровизирую с фактурой, пробую какие-то новые техники, сочиняю красивые абстракции, стараясь не повторяться.
Удивительно – но все потом находят применение, не-пригодившихся не остаётся. Уже на этом этапе они должны выглядеть сложно и красиво. В листе в этот момент должна быть энергия, и живописная кинетика, цвет и фактура – всё остальное потом.
Бумагу беру обычную чертёжную, закреплять края не нужно – они не сильно загибаются, сохнут ровно. Просто подстилаю газету, чтобы в увлечении не заляпать пол.
Подсохли – смотрю, не хочется ли пройтись где-то ещё, усложнить, добавить динамики, или оттенка, или ещё что-то.
Сухое – в папку, и — в поля, пошли рисовать!
НАЧИНАЕМ...
Доставая из папки лист, не жду, что он будет абсолютно подходить к сюжету – важно общее ритмическое, цветовое созвучие, а некоторое несоответствие в пятне и композиции, наоборот, на пользу - помогает, думать, творчески относиться к натуре, не повторять её буквально, разнообразнее использовать случайные возможности листа.
Начинаем с монохрома
Несмотря на то, что сам мотив выглядит иногда совершенно стихийно, в рисунке обязательно должна быть определённая, пусть скрытая от глаз структура, каркас который будет «держать» изображение в листе. Мне в этом помогает начало работы с выбранного «рисующего цвета» - цвета, который прошивает, пронизывает весь мотив, задаёт общую цветовую тональность, цельность и колорит.
Рисую сначала только им – как бы рука ни тянулась к цветным мелкам. Как можно свободнее, небрежнее, расслабленной кистью – не зажимаемся, не стараемся чересчур: мы же траву, в конце концов, рисуем, а не капитель. Чтобы получилась именно трава, с её непредсказуемой, нелогичной структурой, важно избегать слишком твёрдых, выученных, чертёжных линий . Попробуйте держать карандаш так, чтобы не полностью контролировать его движения - например, за кончик, или прокручивая в пальцах, или зажав в кулаке. Или - левой рукой!
Иногда пятна-линии-фактуры грунта сами направляют карандаш — не спорьте с ними)))
Важно следовать за развитием рисунка - импровизируйте, используйте спонтанно возникающие возможности.
Попробуйте держать карандаш по-разному – как обычно, или за кончик, или посередине, или как кисть, или (мой любимый приём!) – слегка «прокручивая» в пальцах. Пусть инструмент «танцует» в пальцах, а не чертит.
Очень удобны карандаши – угольные (или палочка угля), пастельные, сангина, сепия: ими можно рисовать линейно — тонким остриём или плашмя грифелем, можно растереть (без фанатизма – бережём поверхность, стараемся не затереть грязью, зря что ли так старались над ней!). Тот случай, когда лучше недо-, чем пере-делать. Если нужно исправить, стираем ластиком – опять же бережём поверхность. Сотрётся, не волнуйтесь.
Теперь можно брать цветную пастель. Немного – 3-6 мелков, не более, лучше сразу вынуть их из коробки и остальное убрать подальше от соблазна, чтобы удержаться от большого разноцветья. Хорошо если на разные картинки будет разный «набор» пастельных цветов.
Работаем разнообразно, используя по максимуму цвет и фактуру грунта. Иногда поверхность сама «ведёт» тебя – есть смысл к ней прислушаться – мы не фотографируем.
Будьте спонтаннее! Нарисовать каждую травинку всё равно невозможно, да и не нужно, поэтому просто создаём графику «на тему», отталкиваясь от натуры. Берём из неё только то, что важно, красиво, нравится, цепляет, а остальное пропускаем. Рисуем, по выражению Матисса – «Не с натуры, а в присутствии натуры».
Оставляем побольше грунтовой поверхности не тронутой, не замучиваем. Прелесть такого способа – в том, что на любом этапе работа выглядит законченной.
ЗАКАНЧИВАЕМ!
Рисовать такой прихотливый мотив — как делать ремонт: нельзя закончить, можно только остановить. И испортить легко, поэтому, как только чуть-чуть устали, отвлеклись, или поймали себя на том, что рисуете механически — осторожно рисунок в папку, и домой.
Дома обязательно смотрим с пристрастием, и, очнувшись от гипноза натуры, подправляем (без фанатизма!) с точки зрения общего решения листа — возможно, добавляем или убираем лишние акценты, балансируем по пятнам, уточняем ритмический рисунок. Это — важный этап, нее пропускайте его: рисовали то мы на воле, в полях, но смотреть будем в четырёх стенах.
Если не всё решено — отложим до завтра, пока не фиксируем.
Важно: если понадобились исправления — не перекрашиваем поверх, стираем ластиком фрагмент и делаем заново(мы ведь специально пока не фиксировали!) — бережём трепетно нашу драгоценную фактуру.