Найти в Дзене

Ленинград 46. Сериал о "советском Чикаго".

Всем, кто хорошо меня знает, известно, что я не поклонник «бандитско-ментовских» сериалов, которые особенно обильно как пирожки пекутся каналом НТВ, я вообще не отношусь к их целевой аудитории. Но вот не так давно я сперва посмотрел сериал «Казнить нельзя помиловать» (пообещал это сделать исполнительнице главной роли, с которой я виделся лично пару раз, а также по рекомендации одного знакомого), который рассказывал о событиях в Ленинграде (так тогда назывался Санкт-Петербург) в 1947 году. К тому же этот сериал снял второй режиссёр «28 панфиловцев» Ким Дружинин, но всё же после сериала и после провального фильма «Танки», я окончательно убедился, что успех героического фильма обеспечен был Андреем Шальопой. И после просмотра «Казнить нельзя помиловать», я решил посмотреть сериал «Ленинград 46», который рассказывал о том же времени и о том же месте, но был снят раньше (если «Казнить» сняли в 2017-м, то «Ленинград» - в 2014 – 2015 годах, причём, судя по наличию там актёра Горбунова, съёмки

Всем, кто хорошо меня знает, известно, что я не поклонник «бандитско-ментовских» сериалов, которые особенно обильно как пирожки пекутся каналом НТВ, я вообще не отношусь к их целевой аудитории. Но вот не так давно я сперва посмотрел сериал «Казнить нельзя помиловать» (пообещал это сделать исполнительнице главной роли, с которой я виделся лично пару раз, а также по рекомендации одного знакомого), который рассказывал о событиях в Ленинграде (так тогда назывался Санкт-Петербург) в 1947 году. К тому же этот сериал снял второй режиссёр «28 панфиловцев» Ким Дружинин, но всё же после сериала и после провального фильма «Танки», я окончательно убедился, что успех героического фильма обеспечен был Андреем Шальопой. И после просмотра «Казнить нельзя помиловать», я решил посмотреть сериал «Ленинград 46», который рассказывал о том же времени и о том же месте, но был снят раньше (если «Казнить» сняли в 2017-м, то «Ленинград» - в 2014 – 2015 годах, причём, судя по наличию там актёра Горбунова, съёмки первых серий, возможно, велись ещё до событий на Украине, в 2013-м). Я ожидал увидеть очередную «парашу», очередное УГ про «ментовско-бандитские» разборки. Но внезапно увидел совершенно иное, нежели ожидал.

[ДАЛЬНЕЙШИЙ ТЕКСТ МОЖЕТ СОДЕРЖАТЬ СПОЙЛЕРЫ]

Конечно, нашим современным сериальным мастерам намного удобнее снимать фильмы про «реальных пацанов в удобных тренировочных штанах», где «мусора» не отличить от «блатного». И дальше 40-х, дальше советского времени им реально лучше не соваться – потому что когда «шаршавым пацанским чиста канкретным» языком разговаривают герои русской истории в XV веке, это смотрится просто возмутительно и отвратительно. В самом деле, когда исторические герои говорят красивым эталонным книжным или театральным языком, это смотрится хотя бы эстетично. Когда же таким языком говорят те, кто и должен на нём говорить – это уже вполне терпимо и нормально. Но вот смотреть сериал, где говорится только о примитивных и низких желаниях, а всё сделано грубо и отвратительно, мне не хочется.

Кадр из сериала "Место встречи изменить нельзя" (1979)
Кадр из сериала "Место встречи изменить нельзя" (1979)

«Ленинград 46» смотреть оказалось внезапно интересно. Захватывающий сюжет, экшн, энергичные действия, ситуации и много чего ещё. Но важно отметить, что в сериале видны люди и актёры действительно играют личностей, а не картонно-ходульные подобия. Впрочем, и актёры в фильме зачастую не последние и вполне талантливые. Конечно же, главный герой фильма – это герой, сыгранный Сергеем Гармашем. Мы видим трагедию человека, который не по своей воле стал криминальным лидером. И виновато в этом никто иное, как советское государство. Страстные фанаты советского строя, особливо сталинщины, конечно же, от такого плюются и визжат про «антисоветское враньё». В их альтернативном СССР никакой массовой преступности послевоенного времени, очевидно, не было. То есть, можно смело называть «клеветой» прекрасный сериал покойного Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Сама эта тема военного и послевоенного бандитизма уже не раз мелькала в нашем кинематографе. Не могу не вспомнить и советские фильмы «По данным уголовного розыска» и «Приступить к ликвидации», где бандитизму придаётся политический характер, и там криминал связан с немцами. Эти фильмы снимались на литературной основе, написанной Эдуардом Хруцким. Уже в наше время был снят сериал «МУР» на основе других, не экранизированных произведений Хруцкого – получился небезынтересный сериал о борьбе с бандитами в военной Москве. Создатели явно стремились попытаться воссоздать атмосферу той эпохи, того времени.

Кадр из фильма "Вор" (1997)
Кадр из фильма "Вор" (1997)

Далее из фильмов о том периоде и данной теме вспоминается мне запомнившийся многим фильм Павла Чухрая «Вор» (1997), где просто великолепно сыграл молодой Владимир Машков, для которого этот фильм стал началом его популярности и известности. Этот фильм, конечно, просто потрясал при просмотре. Давно его не пересматривая, я хорошо помню многие сцены оттуда. А уже в наше время, в нулевые – десятые, к данной теме стали обращаться чаще. И этот поворот снова связан с именем Владимира Машкова, сыгравшего главную роль в сериале Сергея Урсуляка «Ликвидация» (2007). Это – послевоенная Одесса, традиционно любимая всеми, кто обращался к теме криминала.

Кадр из сериала "Ликвидация" (2007)
Кадр из сериала "Ликвидация" (2007)

«Ликвидация» стала сериалом, который стал важной вехой в истории сериалов на данную тематику. По-своему интересный и запоминающийся, он, конечно, имел свои недостатки. В частности, когда в конце «лесные братья» поехали захватывать Одессу, что было просто невозможно в реальности. Однако прошли годы – и реальную Одессу захватили вполне себе реальные бандеровцы. Так что, сериал оказался, в некотором смысле, пророческим. По этой же причине сегодня больше уже невозможно снять новые фильмы и сериалы об одесском криминале. В том же 2007-м вышло продолжение сериала «Александровский сад» - фильм Алексея Пиманова «Три дня в Одессе». Он рассказывал ровно о том же, о чём было в «Ликвидации», но на его фоне, конечно же, оказался слабым и как-то прошёл незамеченным. Многие сравнивали картину с «Местом встречи». Фразы из сериала ушли «в народ», появилось несколько пародий на него и так далее. Хотя нашлось и немало тех, кто ругал картину за недостоверность и многое другое. Возмущались родственники Давида Курлянда, выведенного в сериале под именем Давида Гоцмана. Тем не менее, он имел довольно большую популярность и оставил след в массовой культуре.

Кадр из сериала "Ленинград 46"
Кадр из сериала "Ленинград 46"

Новой вехой как раз и стал «Ленинград 46», когда появилась тема «советского Чикаго», вместо «советского Нью-Йорка» – Одессы. Собственно, немало тех, кто помнит обозначенную одноимённым сериалом тему «бандитского Петербурга», которая, впрочем. впервые появилась и стала популярна в сериале «Улицы разбитых фонарей». Теперь же перед нами предстаёт во всей красе «бандитский Ленинград». Сначала скажем немного о времени и обстоятельствах.

Кадр из сериала "Ленинград 46"
Кадр из сериала "Ленинград 46"

В показанное в сериале время в СССР имел место самый натуральный разгул преступности. И особенно – после войны, когда лагеря покидали амнистированные «социально близкие» уголовники, а с фронта возвращались молодые люди, которые выросли и повзрослели на войне, но в мирной жизни часто не могли найти места. И так вот одни, как Левченко, шли в бандиты, а другие, как Шарапов – в милицию. Фронтовики были по обе стороны и, фактически, шла такая камерная гражданская война. Вчерашние братья по оружию запросто могли оказаться друг против друга и стрелять друг в друга, несмотря на то, что вместе прошли войну и все тяготы и невзгоды пережили.

Кадр из сериала "Ленинград 46"
Кадр из сериала "Ленинград 46"

Если Одесса пережила румынскую оккупацию, то Ленинград пережил одну из страшных гуманитарных катастроф в истории, одну из героических страниц своей истории – Блокаду. В сериале это довольно хорошо видно – «в этом городе еду не выбрасывают – никакую и никогда». Теперь город возвращается к мирной жизни. Всюду орудуют банды, крупные и мелкие, и также единичные преступники. Собственно, этот бандитизм продолжался ещё довольно долго, его не сразу смогли победить. Долгое время господствовало «классовое сознание», когда уголовники, «урки», считались «социально-близкими» (и ведь действительно – учитывая, что у власти стояли фактически, не меньшие уголовники, близость у них была самая настоящая). Государство боролось с «контрой», давая 10 лет за анекдот или колоски с колхозного поля. И простой законопослушный человек, «фраер», мог угодить в лагеря на долгие-долгие годы, а какой-нибудь «урка» мог «почалиться» несколько лет, потом «откинуться» или «соскочить» и вновь отправиться на криминальные «гастроли» по городам Советского Союза.

Кадр из сериала "Ленинград 46"
Кадр из сериала "Ленинград 46"

Причём, невозможно отделаться от ощущения, что представители советской власти, все эти сивцовы и муляровы, практически ничем не отличаются от всех этих вить-музыкантов, степанов, медведей и прочей криминальной живности. Используя метафору Солженицына, народ оказался промеж двух жерновов. Один – это репрессивное антирусское государство, которое могло любого и в любое время посадить в лагеря или другими способами разрушить всю жизнь. Второй – это криминальный мир, который жил за счёт ограбления «фраеров». Их грабили на воле, их грабили в лагере. Причём, в сериале доходит даже до попытки откровенной смычки власти и криминала. «Социально-близкие» же.

Кадр из сериала "Ленинград 46"
Кадр из сериала "Ленинград 46"

Вообще заметно, что создатели сериала пытались сделать как можно более качественный продукт, такой отечественный «гангстерский сериал» – и, можно сказать, попытка оказалась вполне удачной, хотя и тут не обошлось без косяков, ляпов и совершенно ненужных сюжетных ходов. Но смотреть сериал весьма интересно. Герой Сергея Гармаша показан весьма ярко, мы видим, как простой преподаватель превращается в опасного криминального авторитета. И очень интересно следить за этим процессом. Отмечу и яркие роли Алексея Горбунова (который сейчас нищенствует и спивается в Неньке) и Александра Лыкова (известного нам в 90-х как Казанову). Их персонажи, бандитские вожаки, очень цельные и яркие, весьма интересные и, что важно. Не плоские и ходульные. А живые люди, со своими интересами, тараканами и прочим. Сыгранный Лыковым «Лавр», наставник «Учителя», – это опасный, умный, хитрый бандит, при этом имеющий свои человеческие чувства и слабости.

Кадр из сериала "Ленинград 46"
Кадр из сериала "Ленинград 46"

Конечно же, в фильме мне понравились музыка (Дарин Сысоев и Анатолий Зубков), визуальный ряд, костюмы, предметы быта, монтаж и нарезка и прочее. Думаю, лучше меня разбирающиеся в западном «гангстерском» кино, найдут в сериале цитаты из оного. Мне кажется, что одна из сцен явно снималась при влиянии и впечатлении от несколько похожей в «Неприкасаемых» (1987) Брайана де Пальмы. В эстетическом плане сериал приятно смотреть. Явно, что художники по костюмам делали своё дело на совесть. Собственно, стиль одежды мало чем отличался тогда от того же американского. Ну и, конечно, нельзя не вспомнить, что милицию одели в форму дореволюционной русской полиции. И на перекрёстках становились постовые, напоминающие городовых, только без «селёдок». Красивая милицейская форма, конечно, только прибавляет баллы в оценке данного сериала.

Кадр из сериала "Ленинград 46"
Кадр из сериала "Ленинград 46"

Не могу не сказать, конечно, о сериале следующего. Как я уже сказал, это совершенно не пустой и примитивный «ментовско-бандитский» продукт, хотя и снятый тем самым каналом НТВ. В нём поднимаются довольно непростые темы. И, самое важно, что мне хотелось бы отметить, это тема религии, тема веры, христианства. В сериале прямо говорится о важности веры в Бога. Главный герой, ставший бандитом по стечению жизненных обстоятельств, умирает с молитвой на устах - просит прощения за свои грехи. Ранее он в Эрмитаже показывал подельникам картину Рубенса с распятием и рассказывал о том, как благоразумный разбойник покаялся и первым вошёл в рай. Еврей читает каддиш над убитым товарищем, хоть тот и не еврей, но считает, что так нужно.

Кадр из сериала "Ленинград 46"
Кадр из сериала "Ленинград 46"

Ещё один герой, который мне понравился больше, капитан милиции Карасёв (похожий на Кожедуба), встречает любимую девушку, ставшую инвалидом, и решает на ней жениться. Она верила в Бога, и он нашёл у неё Евангелие и стал читать. Когда она трагически ушла из жизни, совершив самоубийство (до которого её довели соседки), Карасёв начинает ходить в церковь. После того, как он убил преступника, а его сестру, которую его подельник втянул в грабежи, увидел умирающей, капитан решил уйти из органов. Он стал задумываться о том, могут ли они убивать и почему гибнут невинные, и, в итоге, сделал шаг по пути к будущему иночеству. Это, пожалуй, очень впечатляет в сериале. Вот трудно представить, чтобы в современном кино был показан такой христианский финал. Причём, что важно, путь монашеский избирает один из самых положительных героев сериала. Пётр Карасёв в исполнении Дмитрия Сутырина – это честный, принципиальный человек, фронтовик, переживший блокаду. Он с честью выполняет свой долг. И ещё – с таким женщина может чувствовать себя как за каменной стеной, надёжно. Он действительно любит и принимает любимую такой, какая она есть. И то, что именно он становится верующим человеком, находит Бога – это, конечно, просто потрясающе.

Кадр из сериала "Ленинград 46"
Кадр из сериала "Ленинград 46"

Определённо, это не примитивная «бандитско-ментовская стрелялка», это произведение мастера. Там есть ещё немало интересных моментов. Отмечу кое-что из того, что мне не понравилось. Было очень неприятно, что главный злодей оказался бывшим белым офицером, мстящим за смерть своего отца от рук большевиков – сама по себе идея мести, конечно, стара как мир и весьма благородна, но дело в том, что он показан каким-то жутким маньяком. В конце он зачем-то организует нападение на Волховскую ГЭС, чтобы её взорвать. Конечно, понятно, что это понадобилось, чтобы всех бандитов перестреляли, а «Учитель» эпически утонул, чтобы потом чудесным образом выплыть. Но инженер Губарев, в исполнении Дмитрия Ульянова, впечатлил – человек раскаивался за то, что убивал в гражданскую войну невинных и теперь стал трудоголиком, чтобы загладить свою вину. И, стоит отметить, если другие убийцы отца главного злодея так и не раскаялись и умерли. А вот Губареву Бог даёт шанс. Он остаётся жить, чтобы работать для страны и для народа. К тому же у него есть дочь, которую он очень любит и хотел показать ей пуск плотины, но забыл взять с собой.

-14

Особенно было интересно то, что режиссёром фильма оказался Игорь Копылов, создатель «Крыльев империи», которые беспрецедентно сняли с эфира Первого канала осенью прошлого года. Этот сериал вызвал немало интереса и сейчас до сих пор строятся догадки и версии, почему же это произошло, вплоть до конспирологических. «Крылья империи» показывали дореволюционную Россию в весьма положительном плане, причём, явно довольно красиво – и тут снова включились художники по костюмам, декорациям и реквизиту. Николай II и его жена показана любящими супругами и родителями, публика приветствует Государя в театре пением государственного гимна, а вредные англичане при содействии либералов в Думе и содомитов из высшего общества готовят февральский переворот и убийство Распутина. Впрочем, стало известно, что идут досъёмки сериала и, вполне вероятно, что он появится на экранах уже в этом году. Во всяком случае, было бы очень интересно посмотреть, что же получилось у создателя. Могу сказать. что Игорь Копылов – действительно прекрасный режиссёр, раз уж у него сделаны и довольно неплохо два таких интересных сериала.

Так что очень рекомендую «Ленинград-46» к просмотру.