Раньше я думал, что альбом Starless And Bible Black, выпущенный группой King Crimson в 1974 году, это последний альбом группы. Имеется в виду первая каденция группы, существовавшая в разных составах с 1969 по 1974 год. Уж больно много на этом альбоме совершенно авангардных композиций - так он мне казался последним по впечатлению, которое он оставлял - совсем Роберта Фриппа занесло - так мне казалось. Теперь, благодаря информационным технологиям я узнал, что это предпоследний альбом, который вообще был записан в одно время с Lark's Tongues In Aspic (про который я уже писал) - в январе 1973 года, а выпущен гораздо позже - в марте 1974 года, за полгода до лебединой песни группы альбома Red.
Выяснились и другие интересные подробности, которые объяснили мне почему этот альбом сильно не похож на "Заливное из язычков жаворонков" (при том, что музыканты были те же самые) и почему он наполовину заполнен музыкальным минималистическим авангардом. Оказалось, что в студии были записаны всего две с половиной композиции - открывающая альбом забойная The Great Deceiver - образец хард-рока по-фрипповски, вторая часть The Night Watch и композиция Lament. Всё остальное - концертные номера музыкантов, включая три сценические импровизации, вышедшие отдельными композициями. Из них просто вырезали аплодисменты и подрезали сопутствующий интершум, остальное пустили без обработки
К сожалению, поистине гениальную вещицу The Great Deceiver я во всём интернете нашёл только в концертном варианте 1974 года в Безансоне, да и то без видео. Но настоятельно рекомендую прослушать студийный вариант с альбома. Это наглядное пособие о том, как из джазовой гармонии сделать блестящий забойный хард-рок
После того, как я узнал, что большая часть альбома представляет собой концертные исполнения и импровизации, моё уважение к Роберту Фриппу и компании взлетело до небес. Это надо быть прирождёнными профессионалами, чтобы на концертах исполнять какие-то свои наработки так, чтобы они почти целиком затем входили в альбом и у слушателя не было вообще сомнений в том. что это студийная продуманная и сведённая запись.
Но давайте по порядку. Оставим в покое студийный Lament и обратимся к двум номерам, сымпровизированным - то есть сыгранным безо всякой подготовки на концертах - We’ll Let You Know это импровизация с концерта в Глазго. Начало гармонии там задаёт еле слышный гитарный перебор Фриппа со скрипкой Кросса в этой же тональности, а потом ритм берёт в руки бас Джона Уэттона и Фрипп своими безумными соло вокруг иимпровизации на басу строит подобие ритмической композиции - мелодия там отсутствует в принципе. Ну и конечно Браффорд на ударных добавляет где надо кульминируя в такт. Надо думать на концертах таких импровизаций у группы были десятки. Вторая импровизация называется Trio и исполнялась на концерте в Амстердаме наряду с великолепной Starless - но Starless оставим на сладкое. А в Trio задействованы скрипка, бас, флейта и меллотрон. Ударных нет, но самое замечательное, что в авторах композиции числятся все участники группы, включая барабанщика Браффорда, который не издал ни звука. Именно это решение ударника не сопровождать композицию на сцене своими барабанами все остальные посчитали ключевым авторским решением и записали Билла в соавторы. Между прочим по ходу импровизации у музыкантов рождается мелодия, творческий процесс происходит прямо на сцене
И, наконец, третья импровизация это The Mincer. Она была записана на концерте в Цюрихе, но тут, справедливости ради, не обошлось без студийного монтажа. А вот начало композиции The Night Watch, (посвящение картине Рембрандта "Ночной Дозор") как раз было записано с концертной импровизации на родине художника, а основное тело композиции создавалось уже в студии. Вступление авангардное, а сама композиция довольно традиционная медленная песня, но соединились они очень органично. Вот довольно близкая к оригиналу версия, исполненная Джоном Уэттоном в 1997 году на сольном концерте
Первая сторона альбома заполнена шестью относительно короткими композициями. Нам осталось посмотреть только блюз Lament - видео записано на тех же видеосессиях, что и композиции к Larks's Tongues In Aspic, поэтому считаю нужным поставить этот видеоролик, потому что больше аутентичных видеозаписей ни одной другой композиций с альбома нет. Либо аудиоверсии под слайд-шоу из фотографий, либо каверы, либо совсем поздние варианты
Вторая сторона содержит всего две композиции, обе записанные на коцерте. Это длинная абстрактная Fracture - сольный номер Роберта Фриппа на 11 минут. И прекрасная Starless - так она всегда раньше называлась, но сейчас в википедии почему-то она называется так же. как и альбом - Starless And Bible Black. Столь наворочанное название альбома это ни много ни мало - цитата из радиопьесы (!) валлийского литератора (!!) Дилана Томаса.
Про Starless разговор особый. потому что это любимая моя композиция. Здесь синтез джаза и рока доведён Фриппом и компанией до абсолюта и я до сих пор не могу поверить, что это концертное исполнение. Я до сих пор считаю, что гитарное соло Фриппа на одной струне и двух нотах в середине песни это вершина гитарных соло в роке (говорю почти всерьёз). Поскольку он эти свои две ноты потом разворачивает в такое обалденное электрогитарное арпеджио, что я каждый раз слушаю этот фрагмент с наслаждением. Вокал Уэттона это лучшее, что могло подойти такой музыке - спокойный сильный вокал не очень широкого диапазона, но тем не менее вполне узнаваемый. Композиция многочастная, части перетекают одна в другую. Начало как у обычной медленной рок-песни затем усугубляется авангардистскими инструментальными фокусами в середине композиции с любимой темой Фриппа первых лет King Crimson - раскручиванием темы по принципу болеро. Концовку возможно портит не очень хороший саксофон, зато окончание исполнено в джазовой гармонии, но с рок-энергетикой. Есть видео (можно перейти по ссылке) Starless с тех же видеосессий 1973 года, но там и вокал не сильно впечатляет и гитара у Фриппа звучит слабо по звуку, да и фальшивит он там - случается и мастера халтурят, наверное не готовы были к живой записи. Поэтому ролик я вставлю в статью свежий, 2015 года. Здесь исполнение наиболее близко к каноническому, которым стало вошедшее в альбом концертное выступление 1973 года в Амстердаме. Вокал правда далеко не тот, не сипловатый вокал недавно почившего Джона Уэттона, но тут уже выбирать не приходится. Да и ударник далеко не Браффорд, хотя их там целых трое. Всё вместе можно услышать теперь только на самом виниле 1974 года под странным названием Беззвёздная Библейская Тьма
Остаётся только досадовать, что современники не настолько ценили выступления King Crimson, чтобы делать концертные киносъёмки - мало мальски приличные видео группы первой половины семидесятых найти сложнее, чем скелет мамонта. Но и их можно понять, тогда музыкальная палитра была настолько богата и разнообразна, что даже серьёзные меломаны не могли предполагать, кто из бесконечно поражающих воображение музыкантов в итоге окажутся великими, которых цитируют спустя пятьдесят лет...