Китай, в свою очередь, инвестировал миллиарды долларов в строительство портов и инфраструктуры. Однако оказалось, что страны, которые получили такой «подарок» от Китая, зачастую не в состоянии содержать построенные объекты. Так, например, правительство Шри-Ланки было вынуждено сдать в аренду китайской компании построенный в Хамбантоте порт на 99 лет из-за накопившихся долгов по его содержанию.
Газета Financial Times провела исследования и заявила, что примерно треть всех проектов, которые были воплощены в жизнь в рамках этой инициативы Китаем, столкнулись с проблемами. Китай же ответил, что по последним подсчетам, данная инициатива принесла остальным участникам соглашения 2.2 миллиарда долларов и предоставила более 200 тысяч рабочих мест.
Эксперты отмечают, что, возможно, страны выражают свое недовольство на фоне того, что США объявили о планах по расширению своей инфраструктуры в Индо-Тихоокеанском регионе. Многие видят в этом попытку противостоять распространяющемуся влиянию Китая на регион. Однако, если Китай и озабочен данной проблемой, он не подает виду. На последней пресс-конференции представитель МИДа Китая заявил, что «лучше действовать, чем громко кричать».