Наибольший ужас у стран северной Европы вызывают вовсе не боевые корабли Балтийского и Северного флота РФ, а вполне себе «мирная» плавучая технологическая база (ПТБ) гражданского атомного флота СССР — теплоход «Лепсе».
В последние годы и даже десятилетия экологическая общественность северной Европы с вниманием и опасением следит за судьбой «атомного» судна «Лепсе». Судно получило в западной прессе прозвища «плавучий Чернобыль», «полярная Хиросима» и тому подобные. И хотя в значительной мере этот ажиотаж вызван охочими до сенсаций журналистами и всякого рода «борцами» за окружающую среду, подобными норвежскому обществу «Bellona», история судна представляет несомненный интерес. Начиная с 30-х гг. прошлого века, Северный морской путь приобретал всё большее экономическое и стратегическое значение для СССР. Для обеспечения устойчивой навигации в этих районах со сложной ледовой обстановкой требовалось создание всё более мощных ледоколов. Эпохальным событием в истории судостроения стала постройка атомного ледокола «Ленин». Атомоход строился в соответствии с решением Совета министров СССР от 20 ноября 1953 г. Судно было заложено на стапеле завода №194 в Ленинграде 25 августа 1956 г., спущено на воду 5 декабря 1957 г. и вступило в строй Мурманского морского пароходства 5 декабря 1959 г. Успешная эксплуатация «Ленина» по зволила перейти к проектированию и серийному строительству ещё более мощных атомных ледоколов типа «Арктика» (проект 10520) и «Таймыр». Для обеспечения нормальной эксплуатации судовых ядерных установок потребовалось создать береговые и плавучие базы технического обслуживания, способные производить перезарядку активных зон ядерных реакторов, а также сбор и безопасное хранение жидких и твёрдых радиоактивных отходов. Первой плавучей технологической базой гражданского атомного флота СССР стал теплоход «Лепсе». Строительство сухогрузного теплохода «Лепсе», названного в честь выдающегося коммунистического и профсоюзного деятеля, участника трёх русских революций И. И. Лепсе (1889–1929), началось на верфи № 445 (имени 61 Коммунара) в Николаеве в далёком 1934 г. В 1936 г. строитель ство было приостановлено и судно законсервировано. Достроили его в 1939–41 гг. на Херсонском судостроительном заводе им. Коминтерна и с 27 июня 1941 г.оно числилось в составе Черноморского флота в качестве транспорта. 12 октября следующего года «Лепсе» (возможно был повреждён) по приказу командования затопили в районе Поти для создания волнолома. В 1945 г. сухогруз подняли силами Потийского аварийно-спасательного отряда Черноморского флота и в дальнейшем использовали в качестве плавучей казармы. О «Лепсе» вспомнили в 1958 г., когда, в связи с предстоящим вступлением в строй первого атомного ледокола «Ленин», потребовалась плавучая база для его обслуживания. Выбор на «Лепсе» пал из-за его прочного корпуса, пригодного для плавания во льдах. Судно было переоборудовано на Адмиралтейском заводе в Ленинграде (строительный номер 6563) и 30 декабря 1961 г. передано Мурманскому морскому пароходству. Плавбазу оснастили специальным хранилищем отработанного ядерного топлива, цистернами для сбора и временного хранения жидких радиоактивных отходов и производственными помещениями для проведения технологических операций с оборудованием ядерных реакторов.В 1963-1981 гг. ПТБ «Лепсе» обеспечивала обслуживание ядерных силовых установок ледоколов «Ленин», «Арктика» и «Сибирь»: перезарядку реакторов (14 операций), приём и хранение радиоактивных отходов. Штатный процесс по выгрузке отработанного ядерного топлива и зарядке нового занимал до 45 суток при трёхсменной работе экипажа. Перезарядка активных зон реакторов ледоколов типа «Арктика» производилась каждые три-четыре года. Активная зона реакторов этого типа имеет размеры около 1,5 м в высоту и около метра в диаметре и включает 241–247 тепловыделяющих сборок. Следует отметить, что «Лепсе» никогда не производил перегрузку ядерного топлива с военных кораблей, что ошибочно утверждается в некоторых публикациях. После прихода в Мурманск в 1981 г. новой ПТБ «Имандра», «Лепсе» стал использоваться только для временного хранения отработанного ядерного топлива (ОЯТ), радиоактивных отходов (РАО), технологического оборудования и выполнения операций по сбросу РАО в море. До середины 80-х гг. в СССР, как и в других ядерных державах, подобная практика захоронения радиоактивных отходов считалась вполне обычной. В 1964–1986 гг. «Лепсе» выполнял рейсы по транспортировке РАО для затопления в следующие дезактивацию, уровни радиации во всех помещениях судна остаБак с ОЯТ районы: Карское море и заливы архипелага Новая Земля — твёрдые РАО в металлических контейнерах и радиоактивно загрязнённое оборудование; Баренцево море — жидкие РАО. В 1984 г. во время рейса в Карское море судно попало в жестокий шторм и радиоактивная вода выплеснулась в помещение хранилища. Несмотря на проведённую вались высокими. 10 сентября 1986 г. было принято специальное Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о проекте по утилизации судна. В конце 80-х гг. специалистами Мурманского морского пароходства рассматривались различные варианты утилизации «Лепсе»: предлагалось либо вырезать и захоронить блок с ОЯТ, либо захоронить судно целиком. В 1988 г. ПТБ было выведено из эксплуатации и в 1990 г. переклассифицировано в несамоходное хранилище радиоактивных отходов и поставлено к причалу Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) «Атомфлот» в Мурманске, в двух километрах от городской черты. Хранилище ОЯТ располагается на «Лепсе» между вторым дном и нижней палубой. Оно представляет собой два больших бака, которые помещены в специальный отсек, со стенами толщиной 400–450 мм, выполненными из разных сортов стали. В каждом баке по 366 специальных пеналов для хранения отработавших тепло выделяющих сборок (ОТВС). Рядом с баками установлено по четыре кессона для хранения дефектных сборок, не входивших в стандартые пеналы. Баки охлаждаются 24 т пресной воды. Пространство между баками заполнено специальным бетоном для создания дополнительного защитного барьера. На «Лепсе» имеются также цистерны с радиоактивной водой с ледо колов и 30 контейнеров с твёрдыми слаборадиоактивными отходами. В общей сложности в хранилище ОЯТ ПТБ «Лепсе» в настоящее время хранится 639 ОТВС (621 в пеналах, 18 в кессонах): 304 ОТВС в левом баке; 335 ОТВС в правом баке. ОТВС разделены на две группы: ОТВС от первой энергетической установки ледокола «Ленин» с атомной паропроизводящей установкой (АППУ) типа ОК-150 с низким обогащением урана (максимум 6,5% U235); ОТВС от АППУ ОК-900 ледоколов типа «Арктика» с первоначальным обогащением 36–45% U235 В общей сложности на борту «Лепсе» хранится 260 кг U235, 156 кг продуктов деления и 8 кг делящегося радионуклида плутония Pu-239. Активность ОЯТ в хранилище составляет 680 тысяч кюри. 208 сборок хранятся здесь уже более 36 лет, остальные чуть больше 20. Особый интерес представляет причина появления дефектных ОТВС на «Лепсе». В феврале 1965 г. «Ленин» был поставлен на плановый ремонт и перезарядку реакторов. Во время выгрузки ОЯТ из реактора № 2 были обнаружены серьёзные механические повреждения тепловыделяющих сборок, вплоть до отрыва части конструкций. На ПТБ «Лепсе» было выгружено только 95 ОТВС. В ходе расследования причин деформации ОТВС было установлено, что, из-за ошибки операторов, активная зона на некоторое время была оставлена без воды, что привело к повреждению из-за перегрева около 60% тепло выделяющих сборок. Было решено оставшиеся 124 ОТВС выгрузить вместе с экранной сборкой и компенсирующей решёткой и поместить в специально изготовленный контейнер. Затем контейнер заполнили твердеющей композицией на основе фурфурола. Два года контейнер хранился на берегу, а затем, в 1967 г., его погрузили на понтон и на буксире «Лепсе» доставили к восточному побережью Новой Земли, где затопили в заливе Цивольки. В кессонах баков находятся также 18 аварийных ОТВС из реактора ледокола «Сибирь», повреждённых из-за перегрузки по отдаваемой тепловой энергии. Сборки «распухли» и не входили в пеналы. Такая же ситуация сложилась в 1981 г. при выгрузке ОЯТ из реактора ледокола «Ленин». В один из кессонов поместили девять повреждённых сборок. Из-за увеличенных геометрических размеров сборки не входили в кессон, и их приходилось вколачивать туда кувалдой, что исключает их выгрузку обычным путём. В 1997 г. при попытке выгрузить аварийные сборки из кессона произошло тяжелейшее радиоактивное загрязнение как «Лепсе», так и стоявшего рядом ледокола «Россия» и причала. При передаче выгруженных сборок на хранение на ПТБ «Имандра» было загрязнено хранилище «Имандры» и вода его контура охлаждения. В 1986–1992 гг. вопрос об утилизации судна обсуждался в 12 инстанциях, но ни финансирования, ни работ по его утилизации так и не проводилось. Только в 1992 г. в научно-исследовательском институте и конструкторском бюро Минатома России начали разработку проекта утилизации «Лепсе», однако уже в 1994 г. работы вновь приостановили. Тем не менее были проведены дополнительные мероприятия по дезактивации, что привело к снижению уровня радиоактивного излучения в пять раз, а поверхностное загрязнение оборудования и помещений уменьшилось в 1000 раз. Судно снабдили всей необходимой современной дозиметрической аппаратурой. В октябре 1991 г. пространство между баками с ОЯТ было заполнено 208 т специального бетона. Таким образом, удалось отвердить радиоактивную воду, попавшую туда при шторме в Карском море, а также упрочнить баки и улучшить радиационную обстановку. Летом 1999 г. «Лепсе» прошёл докование на судоремонтном заводе «Нерпа» (город Снежногорск, Мурманская область). Были проведены работы по подготовке к дальнейшему безопасному нахождению судна на плаву сроком не менее десяти лет. Во время стоянки «Лепсе» у причала «Атомфлота» уход за ним и обеспечение ядерной и радиационной безопасности осуществлялись экипажем из 18 человек. Первоначально вахтенный персонал постоянно находился на борту. Позднее норвежская экологическая организация «Беллона» изыскала финансовые сред ства на строительство «Деревни «Лепсе» — сборного комплекса из стандартных двадцатифутовых контейнеров, обеспечивавшего комфортные и безопасные условия работы вахтенного персонала из пяти человек (2000). Вместо постоянного пребывание экипажа на борту, теперь безопасность обеспечивалась береговой вахтенной службой, которая периодически осуществляла обходы судна и вела постоянный дистанционный радиационный контроль с помощью датчиков, установленных на борту «Лепсе». Само хранилище ОЯТ и РАО посещали, вооружившись дозиметрами, раз в неделю. Уровень радиации здесь достигал 100 миллирентген в час, в то время как в 30 м от судна он не превышал 8-9 микрорентген в час, что в полтора раза ниже уровня радиации в центре Мурманска. Во второй половине 90-х гг. дело об утилизации «Лепсе» наконец сдвинулось с мёртвой точки. Усилиями ряда российских и зарубежных организаций был выбран оптимальный, из множества предложенных, вариант утилизации судна и хранящихся на нём радиоактивных отходов. Один из проектов предполагал приведение хранилища ОЯТ в безопасное состояние без выгрузки из него ОЯТ. Для этого предлагалось залить внутрь кессонов и внутрь баков в пространство между пеналами специальную радиационностойкую бетонную смесь. В состав этой смеси входит, в част ности карбид бора — поглотитель нейтронов, который исключает возможность возникновения взрывной цепной реакции и выход радионуклидов в окружающую среду. Подобный метод был использован в 1994–1995 гг. для приведения в безопасное состояние двух реакторных отсеков-тренажёров атомных подводных лодок 93-го Учебного центра ВМФ СССР в городе Палдиски (Эстония). Планировалось, что утилизация «Лепсе» обойдётся примерно в 43,5 млн евро и займёт 48 месяцев. 7 июня 2006 г. выбранный вариант комплексной утилизации был утверждён совместным решением ответственных органов Российской Федерации. Практические работы на «Лепсе» планировалось начать не позднее 2011 г. и завершить в 2016–2017 гг. Международным консультантом проекта была выбрана британская компания «Нувиа Лимитед». Ответственным за реализацию проекта стало Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП), «Федеральный центр ядерной и радиационной безопасности» («ФЦЯРБ»). За реализацией работ следит экспертная группа МАГАТЭ. Утилизация состоит из следующих этапов: разработка необходимой рабочей документации; улучшение радиационной обстановки на судне путём дезактивации и ремонта; оборудования хранилища ОЯТ; перевод «Лепсе» к причалу судоремонтного завода «Нерпа» (город Снежногорск); подготовка инфраструктуры завода к выгрузке ОЯТ, включая поставку специализированного оборудования; выгрузка ОЯТ и транспортировка контейнеров с ним в хранилища «Атомфлота» (конец 2012 — начало 2016 г.); демонтаж корпусных конструкций и оборудования; формирование двух блоков (отсек хранилищ ОЯТ и кормовой отсек хранилищ жидких радиоактивных отходов) из остатков конструкций и перемещение их в пункт длительного хранения на предприятии «СевРАО» (Северо-Западный центр по обращению с радиоактивными отходами) в Сайда Губе. Наиболее сложный и опасный этап — выгрузка ОЯТ. За предыдущие 15 лет различными российскими предприятиями, а также французской фирмой SGN было предложено несколько различных технологий выгрузки. Для выполнения этой операции конструкторское бюро «ОБКМ Африкантов» (г. Нижний Новгород), известный разработчик корабельных и судовых ядерных реакторов, приступило к проектированию и изготовлению специальных манипуляторов, а также стенда-иммитатора хранилища ПТБ «Лепсе» для отработки технологии выгрузки тепловыделяющих сборок и обучения персонала. Примером успешной утилизации судна подобного типа можно считать работы с самой старой ПТБ «Володарский» (утилизация закончена в ноябре 2014 г.). Судно было построено ещё в 1928 г., а через 40 лет его переоборудовали в плавучую технологическую базу для обслуживания атомных ледоколов. В 1991 г. «Володарскийперевели в категорию отстойных судов и использовали как хра-нилище низко- и среднерадиоак-тивных твёрдых отходов. Летом 2013 г. судно отбуксировали от причала «Атомфлота» на предпри-ятие «СевРАО» в Сайда Губе, где и проводилась его разделка. При этом те части судна, где находи-лись радиоактивные отходы, были целиком уложены в отдельный блок-упаковку (ТРО не выгружа-лись) и помещены на длительное хранение в Сайда Губе. «Чистый» металлолом (1300 т) пошёл на пе-реработку, а 400 т утилизировали как «грязные» отходы.14 сентября 2012 г. «Лепсе» от-тащили к причалу СРЗ «Нерпа». К этому времени были законче-ны все подготовительные работы: проведена дезактивация помеще-ний, выгружены отходы, которые можно было выгрузить, установле-на дополнительная биологическая защита, заварены все подводные отверстия, люки и двери за исклю-чением главного входа.А дальше последовала почти десятимесячная задержка — един-ственная заводская стапельная плита, подходившая для проведе-ния очень сложного комплекса ра-бот с «Лепсе» была занята другим атомным ветераном — первой со-ветской атомной подводной лодкой К-3 «Ленинский комсомол» (про-ект 627, включена в состав ВМФ СССР 1 июля 1958 г.). Здесь с 2006 г. лодка ожидала решения сво-ей судьбы — быть разделанной на металл или стать кораблём-музеем, инициатором создания которого выступило Русское Географическое общество Российской Федерации. В Санкт-Петербургском конструк-торском бюро «Малахит» был уже разработан проект переоборудова-ния лодки в музей. Вопрос упирал-ся в финансирование.В июне 2014 г. начался демонтаж мачт и надстроек «Лепсе» на плаву. 28 октября того же года судно нако-нец было установлено на открытую стапельную плиту СРЗ «Нерпа». С декабря 2014 по февраль 2015 г. планировалось произвести демон-таж оставшихся надстроек судна, а потом начать разделку его на пять частей, что, как считалось, про-длится весь 2015 г. К концу этого же года намечалось сформировать кормовую блок-упаковку и пере-вести её в Сайда Губу.Носовая же блок-упаковка с ОЯТ должна была ожидать сдачи укры-тия, которое строилось стапель-плите. Именно в нём планировалось производить операцию по выгрузке ОЯТ из хранилища, после чего упа-ковку собирались перевезти в Сай-да Губу, а выгруженное ОЯТ на бор-ту ПТБ «Серебрянка» доставить на «Атомфлот», а затем отправить на перерабатывающий завод «Маяк». Процесс утилизации предполага-лось завершить в 2017 г.Увы, столь оптимистичным пла-нам своевременно осуществиться не удалось. В 2016 г. основными итогами работ по проекту стали формирование кормовой блок-упаковки судна и перемещение её в пункт долговременного хране-ния радиоактивных отходов в Сай-да Губе. Носовая упаковка была сформирована, окрашена и нахо-дится на СРЗ «Нерпа». В настоя-щее время проводятся работы по возведению укрытия для выгруз-ки ОЯТ. Начало выгрузки ОЯТ из баков хранилища «Лепсе» запла-нировано на конец 2018 г., а окон-чание этой операции планируется завершить не позднее 2020 г. (по данным АО ФЦЯРБ).