Созависимость – это одна из главных психических проблем современного человека. Если говорить проще и пользоваться метафорами, то эту болезнь духа можно назвать «китайским общежитием».
Например, мы совершаем некоторый поступок (высказываем сове мнение на работе) и внутри нас начинается бесконечный диалог «голосов» или говоря по-научному разных субличностей. Если, мы не в ладах с собой, то мы постоянно себя оцениваем. Вернее, оценивают нас те самые субличности. Например, при высказывании своего спорного мнения на работе, внутренняя мать говорит, сынок не надо, не рискуй, дорожи своей репутации. Внутренний отец может сказать, что, прежде чем говорить, нужно понять не будет ли это противоречить воле начальника. А внутренняя бабушка вообще может сказать, зачем ты это делаешь, ведь ты такой сложный тебя не поймут. И лишь наша истинная сущность может сказать, молодец, ты говоришь, верно, ты смелый и хороший работник и потому имеешь право на собственное мнении.
С «китайским общежитием» конечно можно жить и быть успешным. Но, по правде говоря, счастливым быть очень сложно. Ведь когда оно включается, мы теряем массу психических сил на то, чтобы себе все-таки позволить сделать то, что мы действительно хотим. Но затем, мы теряем еще массу психических сил из - за того, что наш поступок противоречил воле других голосов, субличностей, которые начинают нас критиковать и попадая под их власть, мы погружаемся в самобичевание. Ох, я не правильный человек, неуспешный профессионал, плохой отец, муж и т.д. и т.п.
Причина созависимости по всей видимости кроется в непринятии нас в детстве, в семье. Но дальше уже наша, психика придумывает разные варианты защиты, например стать жертвой или спасателем, или преследователем на фоне непринятия.
Например, не смотря на внутренние запреты я все - таки высказал свое мнение шефу, якобы потому, что никто больше этого не сделает, ведь все остальные боятся. Так, мы и живем в духовном бреду, мучая себя, совершая поступки через силу, тревожась, боясь или будучи одержимыми. Кроме того, этот внутренний диалог не прекращается и потому невозможно жить здесь и сейчас, быть расслабленным, счастливым.
Что же делать с этим психическим недугом? Где брать силы?
Ответы очевидны. Нужно учиться жить в моменте, не оценивать себя, поменять авторитета в виде внутренних голосов на другие.
Все это конечно труднодостижимо и не лечиться сразу. Для решения этой проблемы можно пользоваться следующими инструментами.
1) Нужно в первую очередь понять, кто эти внутренние критики. Можно даже визуализировать этих критиков. Например, мама, злой дядя и т.д.
2) Далее нужно научиться им не доверять, то есть перестать к этому мнению, как к авторитетному. Когда они активизируются в нашем китайском общежитии можно понять, кто это и перестать доверять этому мнению. Можно даже внутренне посылать этих критиков. Хотя, внутренняя война тоже отнимает силы. Поэтому лучшее оружие — это скепсис в отношении этого мнения. Ну типа, говорит там кто - то и что? Мы не спорим, не воюем, просто наблюдаем.
3) Очень хороший инструмент для того, чтобы китайское общежитие заглохло – медитация. Концентрация на дыхании, на теле способствует прекращению внутренних диалогов.
4) Прекрасный инструмент – пользоваться планом. На неделю, на день, на встречу. План можно составить после медитации, либо другой практики. Польза плана в том, что как только китайское общежитие включается и критикует нас, мы говорим себя, я ничего не выдумываю и действую строго по плану.
5) Чтобы заменить систему оценивания внутренних голосов на более адекватную, нужно составить ее с профессионалом, который к вам не предвзят в отличие от внутреннего бреда. Можно сделать эту шкалу по 4 сферам био, психо, социо, духовное. И как я говорил привлечь для этого профессионала. Например, для оценивания своего профессионального социального развития – коуча, либо просто эффективного профессионала. Для оценивания био сферы – врача. Психо и духовной сферы – психотерапевта, психолога, священника. Для развития своей гендерной идентичности можно обращаться к успешным мужчинам и женщинам.
6) Можно променять абсурдные мнения жильцов китайского общежития на свод правил религиозной, духовной, морально – нравственной системы. Тут надо помнить следующее, перепоручать оценивание себя нужно потому, что мы к себе не объективны, и главное, что мы не боги, чтобы судить себя.
7) Конечно, хорошо подходит психотерапия. Но нужно помнить, что нужно выбирать ту школу психотерапии, которая как то, да близка вам. А для этого нужно ознакомиться с ее основными принципами.
8) Конечно, не факт, что эти инструменты сработают. В этом случае, нужно идти на группы для созависимых, работающих по 12 шаговой программе. Благо сейчас дефицита в этих группах нет. Они бесплатны и функционируют даже онлайн.
Удачи нам всем, в борьбе с созависимостью.
Задавайте вопросы. Буду рад ответить.