Найти в Дзене

Анализ

Есть у меня пример анализа стихотворения, какие я делаю сейчас постоянно. Эту статейку я сделала по ошибке, перепутав названия произведения, поэтому приведу её здесь, ибо уникальность она никому не испортит.

«Елена» - сонет, написанный К. Д. Бальмонтом в 1921 году. По всей видимости, он посвящен Елене Константиновне Цветковской, гражданской жене поэта, с которой он в 1920 году уехал из России. На это указывают начальные строки стихотворения:

Я переплыл с тобой океаны,
Я пересек громады диких гор…

Это произведение вошло в сборник «Дар Земле», вышедший уже в Париже. Годы эмиграции были для Бальмонта самыми тяжелыми, по его собственному признанию. Константин Дмитриевич много времени посвящал работе, стараясь забыться в творчестве. Погружение в любовные переживания также помогало на некоторое время отвлечься от тягостных мыслей. Поэтому целый ряд стихотворений, включая этот сонет, носит имена женщин, оставивших след в жизни и памяти поэта.

Произведение имеет классическую структуру сонета. Строфы можно представить в виде схемы abba abba cdd cdc. В строках чередуются мужские и женские рифмы, что характерно для любовной лирики К. Д. Бальмонта.

В этом стихотворении любовь предстает перед читателем как путешествие. Автор не просто рассказывает о чувстве, которое прямо здесь и сейчас завладело им и его избранницей. Содержание сонета скорее напоминает сюжет приключенческого романа, герои которого вместе преодолевают природные препятствия, попадают в полные опасностей древние храмы и оказываются перед лицом беспощадных стихий.

Сами герои – автор и его Елена – представляются не то охотниками за сокровищами, не то отважными исследователями, не то древними духами, покинувшими родные чертоги, чтобы в бескрайних просторах планеты обрести сокрытое знание и силу. Такое впечатление складывается благодаря композиции сонета и образам. Начинается он как простая история, но с новыми строфами движение усиливается. Перед глазами читателя все быстрее мелькают образы дальних стран, которые перечисляет автор во втором катрене:

В горячей Майе призрак марев рдяный,
В Египте, в храмах древних, тайный хор
Богов, богинь, хранящих свой убор,
Самоа остров счастья, Солнцем пьяный.

Photo by Ric Rodrigues from Pexels
Photo by Ric Rodrigues from Pexels

Первый терцет объясняет, что же связало влюбленных и заставило их так много узнать в этом мире. Кульминация наступает во втором терцете, который раскрывает, кто же эти искатели. Автор обещает своим героям счастье до конца их дней:

Мы будем пить до смерти дух цветов.

Краски стихотворения представляются приглушенными, но при этом удивительно живыми и насыщенными. Автор щедро использует эпитеты, иногда устаревшие, как «призрак рдяный», иногда нереальные («сновиденье световое»). Поэт виртуозно создает яркие картины, наполненные солнечным светом, огненными цветами, блеском моря и тенями таинственных храмов.

Photo by Pixabay from Pexels
Photo by Pixabay from Pexels

Как видите, здесь ещё можно много сказать о том, какие эмоции переполняют меня, когда я читаю это стихотворение. Что я думаю о поэте, который не стеснялся на весь мир сообщать о своих многочисленных связях, страстях и эмоциях. Чуть позже я расскажу обо всё этом. Нужно только собрать в кучу все впечатления о Бальмонте. Уж больно неординарный это был персонаж.