Проблемы изучения русской литературы в школе
В Концепции преподавания русского языка и литературы, утвержденной 9 апреля 2016 года, помимо прочего указаны основные сложности в изучении художественных произведений:
Отсутствие мотивации. Дети читают мало, и предпочитают не произведения из школьной программы, а популярные книги современных авторов (в том числе зарубежных). Отсутствие мотивации к чтению является серьезным препятствием на пути к получению предметных и метапредметных результатов.
Неправильно расставленные акценты в образовательной программе. В содержании предмета основное внимание уделяется не способности понимать художественный текст, а знакомству с историко-культурной информацией о произведении, авторе и литературном процессе, освоению понятийного аппарата литературоведения.
Нехватка учебников, соответствующих современным стандартам образования. УМК должны быть построены на основе дифференциации и индивидуализации, ориентированы на оптимальное сочетание обязательного и вариативного компонентов образовательных программ, предполагающих приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся.
Принципы построения курса
Новый курс изучения литературы основан на объединяющих идеях:
- 5 класс. Детство человечества: миф, фольклор, священные книги человечества, рождение литературы. Детство человека: тема игры, радость творческого труда, мастерства и художества.
- 6 класс. Герои и подвиги в мировой литературе.
- 7 класс. Пути-дороги, изображение жизненного пути человека в литературе.
- 8 класс. Идеалы людей, культур и эпох, выраженные в шедеврах мировой литературы
- 9 класс. История русской литературы и формирование национальной картины мира. От древнерусской литературы до литературы первой четверти 19 столетия (творчество Н.В. Гоголя).
Еще одна уникальная черта программы: «пушкиноцентричность» — в каждом классе произведениям А.С. Пушкина уделяется основное внимание. Это связано не только с тем, что знаменитый писатель занимает особое место в русской культуре и в русской жизни. Его творчество дарит жизнеутверждающий заряд, нужный молодому поколению.
Для развития интереса к чтению, анализ художественных произведений представлен как основная форма работы на уроках литературы. В 8-9 классах даны развернутые примеры комплексного литературоведческого анализа произведений разных жанров, а также общие планы разбора, чтобы в дальнейшем ребята могли сами анализировать прочитанное без помощи учителя и УМК.
Аспекты анализа лирического стихотворения
- Историко-литературный контекст.
- Читательское восприятие стихотворения.
- Тема.
- Идейное содержание.
- Лирический сюжет.
- Настроение, изменение настроения.
- Пафос.
- Лирический герой (и другие герои, если есть).
- Особенности интонации.
- Наличие в тексте повторений.
- Язык, его особенности.
- Содержательность, выразительность и красота так называемых «формальных уровней».
- Другие уровни и особенности.
Аспекты анализа драмы
- Историко-литературный контекст.
- История постановок пьесы.
- Читательское восприятие произведения.
- К какому жанру относится произведение.
- Время и место действия.
- Проблематика.
- Выявление основного и побочного конфликтов.
- Система персонажей.
- Отдельные характеристики главных героев.
- Сюжет пьесы и его развитие.
- Значение деталей и авторских ремарок.
- Другие замеченные особенности.
- Попытка формулировки идеи пьесы и интерпретации авторского замысла.
Аспекты анализа эпического произведения
- История создания произведения.
- Определение основного пафоса.
- Жанр произведения.
- Рассказчики, рассказчик.
- Место и время действия.
- Система образов персонажей.
- Художественные средства, с помощью которых раскрыты характеры персонажей.
- Взаимоотношения между героями.
- Основной и побочные конфликты.
- Отношение автора к героям и событиям.
- Общее понимание идейного содержания произведения.
- Читательское восприятие произведения.
Проектная работа
Несомненно, интересная проектная работа привлекает внимание детей к художественной литературе и словесному творчеству вообще. Даже самые сложные для восприятия школьниками произведения могут предстать в новом свете благодаря необычным заданиям. Так, при изучении «Бедной Лизы» можно воссоздать атмосферу времени и предложить ученикам вообразить себя читателями конца XVIII века. Ребята обнаружат, что архаическое сейчас произведение на момент первого издания было смелым и даже скандальным. В учебнике в помощь педагогу представлены идеи для увлекательных проектных работ: например, создание настольной игры «Богатырская застава», проведение кастинга на роли мальчиков из рассказа Тургенева и многие другие.
Читайте дальше:
Как быстро выучить стихотворение?
Реактивные дети: что делать с гиперактивностью?
Не забудьте подписаться на наш канал - самые интересные статьи каждый день!