Найти тему

Как пробудить у ребенка интерес к словесному творчеству и чтению художественных произведений

Оглавление

Проблемы изучения русской литературы в школе

В Концепции преподавания русского языка и литературы, утвержденной 9 апреля 2016 года, помимо прочего указаны основные сложности в изучении художественных произведений:

Отсутствие мотивации. Дети читают мало, и предпочитают не произведения из школьной программы, а популярные книги современных авторов (в том числе зарубежных). Отсутствие мотивации к чтению является серьезным препятствием на пути к получению предметных и метапредметных результатов.

Неправильно расставленные акценты в образовательной программе. В содержании предмета основное внимание уделяется не способности понимать художественный текст, а знакомству с историко-культурной информацией о произведении, авторе и литературном процессе, освоению понятийного аппарата литературоведения.

Нехватка учебников, соответствующих современным стандартам образования. УМК должны быть построены на основе дифференциации и индивидуализации, ориентированы на оптимальное сочетание обязательного и вариативного компонентов образовательных программ, предполагающих приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся.

Принципы построения курса

Новый курс изучения литературы основан на объединяющих идеях:

  • 5 класс. Детство человечества: миф, фольклор, священные книги человечества, рождение литературы. Детство человека: тема игры, радость творческого труда, мастерства и художества.
  • 6 класс. Герои и подвиги в мировой литературе.
  • 7 класс. Пути-дороги, изображение жизненного пути человека в литературе.
  • 8 класс. Идеалы людей, культур и эпох, выраженные в шедеврах мировой литературы
  • 9 класс. История русской литературы и формирование национальной картины мира. От древнерусской литературы до литературы первой четверти 19 столетия (творчество Н.В. Гоголя).

Еще одна уникальная черта программы: «пушкиноцентричность» — в каждом классе произведениям А.С. Пушкина уделяется основное внимание. Это связано не только с тем, что знаменитый писатель занимает особое место в русской культуре и в русской жизни. Его творчество дарит жизнеутверждающий заряд, нужный молодому поколению.

Для развития интереса к чтению, анализ художественных произведений представлен как основная форма работы на уроках литературы. В 8-9 классах даны развернутые примеры комплексного литературоведческого анализа произведений разных жанров, а также общие планы разбора, чтобы в дальнейшем ребята могли сами анализировать прочитанное без помощи учителя и УМК.

Аспекты анализа лирического стихотворения

  • Историко-литературный контекст.
  • Читательское восприятие стихотворения.
  • Тема.
  • Идейное содержание.
  • Лирический сюжет.
  • Настроение, изменение настроения.
  • Пафос.
  • Лирический герой (и другие герои, если есть).
  • Особенности интонации.
  • Наличие в тексте повторений.
  • Язык, его особенности.
  • Содержательность, выразительность и красота так называемых «формальных уровней».
  • Другие уровни и особенности.

Аспекты анализа драмы

  • Историко-литературный контекст.
  • История постановок пьесы.
  • Читательское восприятие произведения.
  • К какому жанру относится произведение.
  • Время и место действия.
  • Проблематика.
  • Выявление основного и побочного конфликтов.
  • Система персонажей.
  • Отдельные характеристики главных героев.
  • Сюжет пьесы и его развитие.
  • Значение деталей и авторских ремарок.
  • Другие замеченные особенности.
  • Попытка формулировки идеи пьесы и интерпретации авторского замысла.

Аспекты анализа эпического произведения

  • История создания произведения.
  • Определение основного пафоса.
  • Жанр произведения.
  • Рассказчики, рассказчик.
  • Место и время действия.
  • Система образов персонажей.
  • Художественные средства, с помощью которых раскрыты характеры персонажей.
  • Взаимоотношения между героями.
  • Основной и побочные конфликты.
  • Отношение автора к героям и событиям.
  • Общее понимание идейного содержания произведения.
  • Читательское восприятие произведения.

Проектная работа

Несомненно, интересная проектная работа привлекает внимание детей к художественной литературе и словесному творчеству вообще. Даже самые сложные для восприятия школьниками произведения могут предстать в новом свете благодаря необычным заданиям. Так, при изучении «Бедной Лизы» можно воссоздать атмосферу времени и предложить ученикам вообразить себя читателями конца XVIII века. Ребята обнаружат, что архаическое сейчас произведение на момент первого издания было смелым и даже скандальным. В учебнике в помощь педагогу представлены идеи для увлекательных проектных работ: например, создание настольной игры «Богатырская застава», проведение кастинга на роли мальчиков из рассказа Тургенева и многие другие.

Читайте дальше:
Как быстро выучить стихотворение?
Реактивные дети: что делать с гиперактивностью?

Не забудьте подписаться на наш канал - самые интересные статьи каждый день!