Десятый юбилейный Краевой фестиваль «Кузнечное дело Кубани» отгремел в минувшие выходные в поселке Мезмай Апшеронского района. Победители вернулись домой с дипломами и ценными подарками.
Фестиваль собрал более 60 умельцев кузнечного ремесла со всей России, ближнего и дальнего зарубежья. Кузнецы прибыли из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Ханты-Мансийска, Южно-Сахалинска, Чебоксар, Волгоградской области, республик Адыгеи и Крыма, Украины, Израиля и многих других уголков земли. Уже с раннего утра мастера старательно подготавливали свои рабочие места: переносные наковальни, кузнечные горны, струбцины и молоты. Ведь спустя пару часов им предстоит горячее состязание за звание лучшего из лучших.
Вскоре кузнецы отправились на поляну мастеров. Началось самое главное событие – наглядная демонстрация кузнечных навыков. Брутальные молотобойцы и креативные художники по металлу наполняли атмосферу творческим подъемом. Живописные места красивого горного края давали простор их вольному духу. Многочисленные зрители воочию увидели, как был разведен огонь и мастера кузнечного дела звонко застучали молотками по наковальне. В их руках, словно по волшебству, кусок раскаленного металла превращался в шедевр. Искусство кузнеца действовало завораживающе. Собравшиеся удивленно наблюдали, как умельцы придают изящность тяжелому и грубому металлу. Совмещать несовместимое - искусство доступное далеко не каждому. В номинации «Домашнее задание» кузнецы продемонстрировали свои готовые изделия - конек очажный. Это устройство для разведения огня, укладки дров, приготовления пищи. Причем у каждого кузнеца конек был непохож на все остальные. А вот конкурс номинации «Мастер-класс» прошел в режиме настоящего времени. Участники ковали светец — приспособление для укрепления горящей лучины. А по сути - кованая вилка, в расщелине которой должна укрепляться лучина. Работа кипела до вечера. Разнородную публику фестиваля объединяло одно — любовь к древнему делу кузнечества.
- Ковать интересно с детства и для меня участие в фестивале — способ самовыражения своего хобби, - рассказывает апшеронский художник и кузнец Евгений Михайленко.
- Кузнечество – это как картины писать, - рассуждает его коллега Григорий Амиян из города Гулькевичи, который в этот раз был в составе жюри.
Другой потомственный кузнец - Александр Кравец из Ленинградского района. Как и многие другие, свое увлечение он превратил в профессию. Игорь Узингер из Новокубанского района привез на фестиваль внушительную коллекцию оригинальных изделий: цветок из осколка снаряда, автомобиль из деталей швейной машинки — автомобиль. А еще пушка, орел, викинг. В Новокубанске его работы буквально всюду. Но особая гордость всегда с собой — кусочек металла, который играет роль подвески на шее мастера. - Это мой первый самостоятельно выкованный металл! – воодушевленно показывает он свое украшение. – С него я начал свой путь кузнеца. Любопытные зрители столпились вокруг еще одного необычного явления – единственной здесь женщине-кузнеце. Яна Образцова ловко распалила огонь и, держа в руках металлическую заготовку, словоохотливо общается со всеми желающими. - У меня муж кузнец, я сначала была его «третьей рукой», а потом мне полюбилось это ремесло! - улыбается она. Теперь они работают только в паре. Ее супруг Андрей на вопрос кто из них более умелый, твердо отвечает:
- Мы! Хобби супругов Образцовых давно переросло в доходное дело. У них своя кузница и шквал заказов.
Несколько часов пекущего солнца, жара огня и металла – казалось, что мастера не знают усталости. Молодые с интересом подходили и смотрели. Стало быть, фестиваль кузнецов живет и развивается, и кузнечному делу на Кубани - быть!
Евгения Кулябина